Цифровые кафедры планируют увеличить набор абитуриентов
Конференция "Э+ Вузы". На фото (третья слева) директор департамента по взаимодействию с органами государственной власти АО "Ситроникс" Олеся Сафонова, от нее слева направо заместитель директора департамента развития цифровых компетенций и образования Минцифры РФ Анастасия Казанцева, директор по развитию стратегических проектов ПАО "Ростелеком" Владимир Татаринцев, директор по управлению портфелем проектов цифрового развития ПАО "ВТБ" Дмитрий Семибратов
О новом наборе на программы обучения цифровых кафедр в 2024 г. и перспективах развития проекта на конференции "Э+ Вузы" в Москве рассказала заместитель директора департамента развития цифровых компетенций и образования министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры) Анастасия Казанцева.
"В 2024 г. в проекте "Цифровые кафедры" участвуют уже 123 вуза против 119 в 2023 г. 106 вузов являются участниками проекта "Приоритет 2030", остальные 17 - кандидаты на участие в нем. В 2024 г. мы планируем принять на обучение 174,5 тыс. новых студентов. Из них по состоянию на 25 сентября 2024 г. принято уже более 110 тыс. студентов. Для сравнения в 2023 г. на цифровую кафедру поступили 168 тыс. студентов при плановом показателе в 130 тыс.", - отметила Анастасия Казанцева.
Также Анастасия Казанцева отметила проблемы обучающих программ цифровых кафедр. Она выделила шесть основных ошибок, заложенных в образовательные программы вузов:
- недостаточное количество ИТ-практиков из индустрии для реализации программы;
- содержание программы не соответствует отраслевому направлению, на котором обучаются студенты;
- дефицит практической подготовки студентов;
- название, содержание, компетенции и оценочные средства программы не синхронизированы;
- некорректно выбрана отрасль (вузы часто выбирают ИКТ, когда в программе есть отраслевая направленность);
- не соблюдены формальные требования, предъявляемые к программам (часы практики, неправильно выбраны компетенции).
Директор департамента по взаимодействию с органами государственной власти АО "Ситроникс" Олеся Сафонова считает одной из главных проблем - отсутствие привлечения сторонних ИТ-специалистов для преподавания: "Особенно плохо эту задачу выполняют региональные вузы даже на уровне оформления документов. Хотя есть и исключение. В 2024 г. впервые попались на экспертизу такие программы, где произошел обратный перекос - вуз отдал все на аутсорсинг. Но возникает вопрос - зачем тогда в таком случае мы даем деньги вузу? Можно просто передать их компании, занимающейся обучением студентов. Все-таки проект должен жить в университете. Тем более, если он полностью переходит на аутсорсинг, студенты, особенно гуманитарных направлений, не успевают за программой и бросают кафедру. Все равно в течение года с студентами должен работать наставник из вуза. Поэтому я выступаю за гибридный формат обучения".
Директор по управлению портфелем проектов цифрового развития ПАО "ВТБ" Дмитрий Семибратов рассказал о программах поддержки и стажировки для студентов: "У нас совместно с холдингом "Т1" существуют молодежные и стажерские программы. Только в 2024 г. на участие в молодежных программах ВТБ откликнулись 57 тыс. человек. Также по программе поддержки молодых специалистов и работе с вузами 81 вуз в 2024 г. получит поддержку от ВТБ в виде переоборудования и оснащения учебных пространств, студенческих грантов и т.д. В профильных вузах состоится открытие базовых кафедр".
Директор по развитию стратегических проектов ПАО "Ростелеком" Владимир Татаринцев предположил, каким может быть дальнейшее развитие проекта "Цифровые кафедры": "Мы консолидируем условия на том, чтобы привлечь наши дочерние организации к работе с университетами в большей степени, чем раньше. Наращиваем усилия по привлечению их вендорского программного обеспечения (ПО). Очень важно, чтобы студент получил удовлетворенность от прохождения программы. На этом мы концентрируемся. В 2024 г. у нас набор на цифровые кафедры составил более 10 тыс. студентов. Мы обучили более 600 преподавателей на нашем ПО. Даем сертификат соответствующего государственного образца. То есть мы повышаем квалификацию преподавателя. Также отмечу, что надо убирать остатки зарубежного ПО из программ обучения. Благодаря Минцифры такие механизмы уже существуют".