Анастасия
Горелова

глава комитета по информатизации образования АРПП "Отечественный софт",
руководитель программ обучения "Хаб Знаний
МойОфис"
© ComNews
27.05.2025

Современная школа стремительно цифровизируется. Образовательные учреждения отказались от бумажных дневников и журналов, перешли к онлайн-формату и все чаще используют в обучении VR/AR-технологии и цифровые платформы. Но на пути прогресса остаются системные барьеры. Один из ключевых вызовов — разрыв между учебным программным обеспечением и тем, что фактически используется в образовательном процессе. Особенно остро эта проблема проявляется в двух аспектах: несоответствие ПО в учебниках реальным цифровым инструментам и зависимость от импортных решений, например, в ходе итоговой аттестации (ОГЭ/ЕГЭ).

Учебники vs реальность: ПО, которого нет

Школьные учебники по информатике и другим дисциплинам часто описывают работу в программах, которые либо устарели, либо не должны использоваться в школах. Например, задания могут быть ориентированы на зарубежные аналоги (Microsoft Office, Windows), тогда как российские школы постепенно переходят на отечественные решения ("Р7-Офис", "МойОфис", "Альт Линукс", "Ред ОС", "Астра" и т.п.).

Проблемы:

  • Ученики изучают интерфейс и функциональность программ, с которыми в основном не работают на практике.
  • Учебники в школах не успевают за современными потребностями.
  • Учителя вынуждены адаптировать материалы "на ходу", что снижает эффективность обучения.

Решение:

  • Синхронизация учебников и ПО: необходимо включить в федеральный перечень учебников те издания, которые используют актуальные российские программные продукты.
  • Обновление методичек и курсов повышения квалификации для педагогов с упором на отечественное ПО.
  • Обязательное включение ИТ-ассоциаций в работу над единым учебником по профильной дисциплине – информатике, чтобы максимально качественно представить лучшие практики российских разработчиков.

Российское ПО: скрытые риски

Государство в целом реализует политику цифрового суверенитета через систему нормативных актов:

  • Распоряжение правительства РФ от 26.07.2016 года № 1588-р – закрепляет приоритет использования отечественного ПО в госсекторе, включая образовательные учреждения.
  • Указ президента РФ от 30.03.2022 № 166 – запрещает с 2025 года применение иностранного ПО на критической информационной инфраструктуре (КИИ), что напрямую касается школ, колледжей и вузов.
  • Методические рекомендации Минцифры (2024) – обязывают госструктуры и компании с госучастием перейти на российские ОС, офисные пакеты, антивирусы и системы виртуализации.
  • Постановление правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 – вводит национальный режим в госзакупках, фактически блокируя закупки иностранного ПО для школ и вузов без исключений.

Но несмотря на жесткие требования, остаются барьеры. В первую очередь, это неготовность инфраструктуры – многие школы, особенно в регионах, физически не могут запустить российское ПО из-за слабого "железа". Вторая причина – это дефицит кадров. Преподаватели информатики зачастую не владеют российскими аналогами, не имеют учебников и лабораторных практикумов.

Вместе с тем, не обходится и без противоречий. Так, в существующих Методических рекомендациях Минцифры по организации компьютерного ЕГЭ указано, что операционные системы в пунктах проведения экзаменов должны соответствовать следующим требованиям: Windows 8.1/10 (сборка 1607 и выше), платформы: ia32 (x86), x64. Получается, что проведение компьютерного экзамена по информатике, несмотря на нормативные запреты, все еще требует использования зарубежных решений. А при рассмотрении прикладного ПО для компьютерной формы экзамена становится видно, что требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к тому, что должен знать ученик, и тому, как эти знания проверять, учитывают привычные зарубежные приемы, не адаптированные к текущей ситуации. То есть глубокое проникновение зарубежных технологий в стандарты вынуждает использовать решения, которые получить сегодня практически нереально. В результате возникает разрыв, когда школа должна учить технологиям на примере того ПО, которое не используется в экономике в силу санкционных ограничений.

Статистический обзор, проведенный Ассоциацией "Отечественный софт" на основе открытых региональных источников, показал, что в 40% случаев на пунктах приема экзаменов не предполагается использование российских аналогов ПО. Существует проблема и с распространением российских операционных систем: их использование блокируется все теми же Методическими рекомендациями.

Что делать?

  • Вводить жесткий контроль за оснащением пунктов приема экзаменов - важно использовать только российское ПО в экзаменационной среде.
  • Тестировать экзаменационные задания на отечественном софте на этапе разработки контрольно-измерительных материалов (КИМ).
  • Пересматривать стандарты к освоению учебной программы с учетом имеющихся в стране программных продуктов. Важна плотная работа с разработчиками ПО для доработки их решений и совместного формирования обновленных подходов к компетенциям, которые будут необходимы экономике.

Нужные инициативы:

  • Разработка единого образовательного стандарта для файловых форматов, утвержденного Минцифры и Минпросвещения.
  • Создание "цифровой песочницы" для тестирования экзаменационных заданий и процедур по приему экзаменов во всех актуальных российских ОС и программах.
  • Вовлечение экспертов отраслевых ассоциаций в рабочие группы по совместимости и тестированию ПО для экзаменов.

Цифровизация требует системности

Без скоординированных действий всех участников процесса - от разработчиков ПО до методистов и педагогов - цифровая трансформация школы останется фрагментарной. Уже сегодня необходимо:

  • Сформировать запрос регулятора на обновление учебников и учебных материалов с учетом российских решений для образовательного процесса. Вовлечь в работу профильные ассоциации и комитеты со стороны российских разработчиков.
  • Обязать издательства синхронизировать учебники с реальным софтом.
  • Обеспечить 100%-ю совместимость российского ПО в экзаменационной инфраструктуре, включая:
    • возможность доступа к информационным системам для проведения государственной итоговой аттестации с автоматизированных рабочих мест с российскими ОС, а также создание тестовой зоны для проверки совместимости в случае выхода обновлений и новых версий российских ОС;
    • внесение изменений в Методические рекомендации по подготовке и проведению единого госэкзамена в пунктах проведения экзаменов в части использования российского ПО;
    • обеспечение модернизации информационных систем для проведения государственной итоговой аттестации с целью их перевода на функционирование в среде российских ОС;
  • Рассмотреть вопрос об установке в пунктах приема экзаменов операционных систем из Реестра отечественного ПО.

Только так мы сможем создать действительно единую цифровую среду, где учебники, ПО и экзамены говорят "на одном языке".