Доработать, донастроить, сохранить. Разработчики ПО хотят сохранить и расширить меры поддержки для ИТ-отрасли

На фото справа: исполнительный директор АРПП "Отечественный софт" Ренат Лашин (фото ComNews)
Об этом рассказал исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов "Отечественный софт" (АРПП) Ренат Лашин 26 мая во время пленарной дискуссии "Национальные проекты в сфере технологического развития и суверенитета: какие возможности открываются для бизнеса" на площадке конференции Tech Week 2025. По его словам, российская юрисдикция остается одной из самых благоприятных для отечественных ИТ-компаний в мире, и у разработчиков есть все необходимые инструменты для развития. Однако он отметил, что для сохранения темпов роста действующие меры поддержки ИТ-отрасли нужно донастроить, оптимизировать и сохранить.
"В России для разработчиков программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов (ПАК) по-прежнему действуют пониженные страховые взносы - 7,6%, налог на прибыль - 5%, ИТ-аккредитация, отсрочки, специализированная ипотека и т.д. В принципе у нас есть все инструменты, чтобы расти и развиваться. Но нам хотелось бы, чтобы вернулся тренд на грантовую поддержку", - сказал Ренат Лашин.
Он заметил, что гранты на внедрение отечественного ПО от Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) и Сколково получили высокую оценку ИТ-сообщества. Они позволили тиражировать решения с небольшой доработкой под заказчика.
Среди других примеров удачных субсидий Ренат Лашин назвал программу РФРИТ по поддержке и финансированию перехода на отечественное ПО для среднего и малого бизнесов. Он отметил, что они позволили многим компаниям отказаться от западного софта (такого как Word и Excel) и перейти на отечественные разработки в 2022-2023 гг.
"Особого внимания заслуживает программа субсидирования рекламы, когда российские ИТ-компании могли попросить РФРИТ о возмещении до 70% затрат на нее. Однако сейчас эта мера находится на паузе, и мы хотим, чтобы она продолжилась", - сказал он.
Ренат Лашин отдельно отметил новые территории, которые испытывают недостаток возможностей и компетенций для перехода на отечественное ПО. По словам Рената Лашина, действующие меры поддержки нужно распространить на них и, возможно, увеличить долю субсидирования до 80% или 90%. Совет Федерации поддерживает в этом вопросе рекомендации АРПП, однако пока они не действуют.
"Просить что-то новое в текущих реалиях сложно, но можно просить что-то донастроить, сохранить или оптимизировать. Мы сотрудничаем с регуляторами в вопросах поддержки и сигнализируем. ИТ-отрасль растет, сейчас от 30% до 40% в год, вклад в ВВП превысил 2% и продолжает расти. Очень важно сохранить то, что сделано, для российских ИТ-компаний. Важно не ослаблять хватку, что есть у государства и бизнеса. Чтобы мы прошли в ключевых отраслях критическую точку, когда возврата к зарубежным решениям не произойдет", - заключил Ренат Лашин.
https://www.comnews.ru/content/239317/2025-05-22/2025-w21/1008/operezha…
Его поддержала директор по развитию ООО "Газинформсервис" Ольга Попова. Она сказала, что ИТ-рынок является одной из самых благоприятных юрисдикций, но с несколькими оговорками.
"ИТ-отрасль обладает большим потенциалом. Надо отметить, что общий объем рынка в 2024 г. достиг 5,5 трлн руб. А количество ИТ-компаний увеличилось до 200 тыс. Мы видим, с одной стороны, что есть прямые стимулы и защита внутреннего рынка, и это делает его интересным для компаний, которые ориентированы исключительно на российского заказчика. С другой - у нас все еще сохраняются вызовы, связанные с доступом к международным рынкам, ограничениями в области импорта технологий, неопределенностью внешней среды и рисками, связанными с геополитикой", - рассказала она.
Директор по маркетингу и коммуникациям АО "Цифровая Ракета" (цифровая платформа для организации и управления расходами "Ракета") Дарья Лукьянова-Зубрицкая рассказала, что важность программы продвижения ИТ-продуктов не стоит недооценивать, особенно для разработчиков, у которых нет больших бюджетов на рекламу. По ее словам, эти меры могут помочь в маркетинговых активностях и продвижении ИТ-компаний и их продуктов.
"Из плюсов сегодняшних условий - это сумма возмещения ИТ-компаниям средств, затраченных на рекламу, - от 100 тыс. руб. Для мелких ИТ-компаний это возможность протестировать рекламу, попробовать на небольшом бюджете. В качестве развития этой меры поддержки можно предложить расширение рекламных площадок для продвижения, в этом направлении есть куда расти. Можно добавить деловые СМИ, увеличить пул ИТ-изданий", - сказала она.
По словам Ольги Поповой, субсидирование рекламы и расширение программы поддержки закупок отечественных решений - шаг в правильном направлении. Однако для эффективной работы этих мер им требуется детальная проработка критериев предоставления таких субсидий. Она напомнила, что на сегодняшний день в реестре отечественного ПО более 24 тыс. продуктов и непонятно, каким из них требуется поддержка и субсидии, а каким нет.
"Если говорить о фактически нарождающемся классе ПО - технологий информационного моделирования, то популяризация и снижение порога перехода на такой класс ПО нуждаются в более сильной опеке государства. Это и субсидии на переход, о чем говорил Ренат Лашин, и законодательно-нормативная поддержка. Причем именно в нормативной поддержке отрасль испытывает наибольшую потребность: в устранении действующих в разное время принятых стандартов и регламентов, в которые современные требования принципов цифровой строительной вертикали и бесшовного управления данными не вписываются", - заключил заместитель генерального директора по научной работе АО "СиСофт Девелопмент" (входит в группу компаний "СиСофт") Михаил Бочаров.
https://www.comnews.ru/content/239138/2025-05-12/2025-w20/1007/minpromt…
