Сергей Рассказов, генеральный директор DataSpace
Сергей
Рассказов

генеральный директор DataSpace
© ComNews
02.06.2025

О новых подходах к построению ИТ-инфраструктуры, преимуществах модели Managed IT, роли облаков в условиях кадрового дефицита и импортозамещения, оценке рисков аутсорсинга и инструментах их минимизации, а также о том, какие облачные сервисы будут ключевыми для бизнеса в ближайшие годы рассказал ComNews Сергей Рассказов, генеральный директор DataSpace.

Способен ли выжить классический оператор ЦОД в среднесрочной перспективе, предлагая только облачные ресурсы памяти и вычислений, colocation оборудования и типовой софт сторонних разработчиков по модели SaaS? Либо владельцы дата-центров должны двигаться в сторону уникальных облачных продуктов?

Если посмотреть на более зрелые рынки, то там провайдеры идут по пути специализации и укрупнения, а не максимального расширения портфеля услуг. В сегменте colocation бОльшая доля рынка занята так называемыми гиперскейлерами, крупными ЦОД, которые обеспечивают очень высокий уровень эффективности за счет критической массы и масштабирования. В облачном сегменте аналогично, наибольшего успеха добиваются те компании, которые способны фокусироваться на уникальном продукте и имеют возможности для его усовершенствования и масштабирования на динамично развивающемся рынке. В рамках одной компании, одного бизнеса, чрезвычайно сложно поддерживать высокий темп развития и усовершенствования сразу по нескольким технологическим направлениям и обеспечивать лидерство. В России также сформировался сегмент провайдеров, которые фокусируются только на colocation, но существуют операторы ЦОД, которые, по сути, выступают как инфраструктурные интеграторы и формируют на базе стандартизованных блоков решения, которые наилучшим образом подходят тем или иным клиентам. К таким операторам относится и DataSpace. Мы сформировали обширный партнерский ландшафт, который позволяет нам наиболее полно учитывать требования заказчиков, при этом опираясь на самые прогрессивные и опробованные технологии.

Многие российские операторы коммерческих дата-центров приостановили проекты расширения и строительства новых мощностей из-за высоких кредитных ставок. Затронул ли этот тренд компанию DataSpace: приостанавливали ли вы строительство новых мощностей и как видите развитие на 2-3 года вперёд?

В DataSpace мы пошли по пути развития новых направлений, успешно запустили DataSpace Cloud, это наш облачный бизнес, который динамично развивается. Экосистема DataSpace Cloud включает в себя широкий спектр разнообразных облачных и интеграционных ИТ-услуг, телеком-сервисы, сервисы по информационной безопасности и услуги по управлению ИТ-активами. Мы предоставляем публичные, частные и гибридные облачные решения на базе нашей собственной ИТ-инфраструктуры, размещенной в ЦОД DataSpace и на базе наших партнеров. Передаем в аренду выделенное сетевое и серверное оборудование, интегрируем SaaS-сервисы наших партнеров в единую ИТ-экосистему, обеспечиваем наших клиентов всем необходимым.

Крупнейшие потенциальные заказчики - промышленные корпорации, банки и госструктуры в РФ - опасаются использовать коммерческие ЦОД и облачные сервисы, и создают корпоративные дата-центры. Видите ли вы возможность "перетягивания" таких заказчиков на свою сторону? Если нет, то за счёт какого типа клиентов вам видится развитие?

Строительство собственного ЦОДа, выстраивание собственного облака или использование внешнего поставщика — это решение компании, которое очень тесно связано с ее стратегическими приоритетами. Одним из важных факторов является рассмотрение вопроса ключевых компетенций. Является ли ЦОД для компании стратегическим приоритетом? Если да, то очень часто компании идут по пути строительства собственного ЦОДа и инвестиций в облако. В этом случае они знают и понимают, как выстраиваются эти элементы и готовы самостоятельно решать эту задачу. Второй фактор – это фактор финансовый, который зависит от того, как компания планирует распоряжаться своими средствами и готова ли она сделать существенные капитальные инвестиции в строительство собственного ЦОДа и в развитие инфраструктуры собственного облака, что это ей это даст и каков будет возврат на эти инвестиции. Если компания хочет обладать определенной свободой в управлении своими операционными расходами, то для нее будет логичным выбором работа с внешним поставщиком, потому что она как раз обеспечивает соответствующую гибкость расходов, компания избежит существенных капитальных инвестиций и сразу получит продукт, который можно использовать и который дает возможности к расширению в соответствии с растущими потребностями бизнеса. Каждая компания для себя этот вопрос решает по-своему, но по мере того, как технологии усложняются (а мы видим, что они становятся сложнее с каждым годом), все-таки логичной видится работа со специалистами-лидерами рынка, при этом, естественно, требуется взвешенный подход к безопасности. Очевидно, что компания, специализирующаяся на предоставлении услуг, обеспечит более высокий уровень сервиса и более высокую надежность предоставления таких услуг.

Крупнейшие мировые облачные провайдеры работают во всем мире. Видит ли DataSpace перспективу и возможность продвижения облачных услуг за пределами России?

Даже крупнейшие облачные провайдеры работают не во всем мире. Существует целый ряд ограничений, связанных со спецификой различных стран и их отношения к безопасности, сохранности данных и кросс-граничного хранения информации. Я думаю, что этому вопросу будет уделяться все больше и больше внимания. В целом облачный бизнес – это очень высококонкурентный бизнес, где каждый провайдер должен решить для себя, в чём он может стать лучше, чем все остальные и в зависимости от этого формировать свою стратегию продвижения.

В каких облачных сервисах вы видите наибольшую бизнес-перспективу на ближайшие годы?

Сегодня рынок требует от нас не только стандартных инфраструктурных сервисов, но и решений, которые снижают нагрузку на внутренние ИТ-службы заказчиков и позволяют им сосредоточиться на своем основном бизнесе. Именно поэтому особый интерес рынка мы видим в сервисах Managed IT, где заказчик полностью или частично передает управление своей ИТ-инфраструктурой внешнему провайдеру. В условиях, когда кадровый рынок в ИТ-сфере становится всё более конкурентным, компаниям критически важно получать квалифицированную поддержку без необходимости содержать собственный штат дорогостоящих специалистов. Мы в DataSpace понимаем эту потребность и предлагаем комплексный подход: не только проектируем и внедряем эффективные инфраструктурные решения, но и берем на себя дальнейшее обслуживание, мониторинг и регулярную оптимизацию ИТ-ландшафта клиента. Для нас важно, чтобы клиент чувствовал реальную ценность от сотрудничества: это достигается за счет глубокого погружения нашей команды в особенности бизнеса каждого конкретного заказчика и проактивного подхода к управлению инфраструктурой заказчика. Помимо усиления Managed IT, мы планируем продолжать развивать партнерства с ведущими отечественными разработчиками аппаратных и программных решений. Для наших клиентов это гарантия того, что они получают максимально надежные, актуальные и гибкие инструменты для решения своих задач.

Видите ли вы приток новых клиентов в последние 2-3 года по причине прекращения поставок многих брендов серверного оборудования в Россию (и, как следствие, сложности с созданием/расширением корпоративных ЦОД)?

В последние 2-3 года наш рынок испытывает серьезные ограничения с точки зрения логистики поставок и доступа к технологиям и лицензиям. Клиенты, которые сталкиваются с такими ограничениями, ищут наиболее оптимальные и безболезненные пути преодоления этих барьеров. С одной стороны это очевидно способствует движению с сторону импортозамещения и ориентации на локальную разработку, с другой – работу с провайдерами, которые могут в кратчайшее время обеспечить необходимую инфраструктуру и вычислительные мощности "как услугу" с определенным уровнем качества и технической поддержки. Также при работе с провайдером важную роль играет гибкость и финансовая прозрачность - сколько ресурсов использовал, за столько и заплатил. Мы видим большой приток клиентов с такими запросами.

Как вы оцениваете риски зависимости от внешнего провайдера в долгосрочной перспективе, и как предлагаете их минимизировать для крупных заказчиков?

В условиях цифровой трансформации передача ИТ-функций внешнему провайдеру стала для крупных компаний инструментом оптимизации затрат и фокусировки на ключевых компетенциях. Однако долгосрочное сотрудничество с внешними поставщиками требует тщательной оценки рисков, которые могут поставить под угрозу стабильность бизнеса. Как руководитель сервис-провайдера, я выделяю пять ключевых вызовов и стратегии их минимизации.

1. Потеря контроля. Передача критически важных процессов может привести к уязвимостям в случае сбоев у поставщика.

2. Зависимость. Длительная привязка к одному партнёру снижает гибкость и тормозит инновации.

3. Угрозы безопасности. Доступ третьих лиц к данным повышает риски утечек, особенно при недостаточной зрелости процессов у поставщика.

4. Деградация качества. Со временем провайдеры могут сокращать инвестиции в обновление инфраструктуры или персонал.

5. Юридические коллизии. Различия в законодательстве и изменения регуляторных требований.

Какие подходы помогут минимизировать эти риски?

Во-первых, серьёзный подход к выбору функционала, который передается внешнему поставщику и ответа на вопрос, является ли этот функционал ключевой компетенцией бизнеса или вспомогательной. Сможет ли внешний партнер сделать это лучше и почему? Проведение due diligence с оценкой не только стоимости услуг, но и репутации, отраслевого опыта, финансовой устойчивости и соответствие стандартам и сертификациям. Во-вторых, детальная проработка соглашений об уровне сервиса с динамическими показателями и чёткими индикаторами, которые отслеживаются обеими сторонами контракта.

Аутсорсинг — не панацея, а часть стратегии. Успех зависит от способности заказчика управлять рисками на всех этапах: от выбора провайдера до ежедневного мониторинга. Долгосрочное партнёрство должно быть взаимовыгодным, технологически прозрачным и адаптивным к изменениям. Только тогда внешние ресурсы станут драйвером роста, а не скрытой угрозой.