Павел
Королев

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
16.06.2025

Правительство РФ в ближайшее время приступит к созданию центра развития искусственного интеллекта (ИИ), целью которого станет систематизация внедрения технологий ИИ в России. Однако ИИ - это слишком объемное понятие, которое включает сотни различных технологий. Пока непонятно, какие именно технологии будет систематизировать государственный центр. Насколько он будет полезен для бизнес-сообщества и граждан - тоже большой вопрос.

https://www.comnews.ru/content/239651/2025-06-11/2025-w24/1008/centr-razvitiya-iskusstvennogo-intellekta-poyavitsya-gosudarstvennom-urovne

Развитием искусственного интеллекта в России не занимается только ленивый. Любая крупная корпорация, университет и даже школы имеют центры развития ИИ, подразделения или отделы, занимающиеся технологиями искусственного интеллекта. Существуют даже ассоциации, например, российская ассоциация искусственного интеллекта (РАИИ) или Альянс в сфере ИИ.

Каждая из этих организаций в той или иной степени занимается развитием ИИ. Но ведь ИИ - очень широкое понятие. В него входят сотни (если не тысячи) различных технологий: чат-боты, голосовые помощники, большие языковые модели, ИИ-агенты и т.д. Поэтому у каждой коммерческой компании есть конкретные задачи по разработке той или иной технологии.

Теперь государственный центр развития ИИ вмешается в эти процессы. С одной стороны, появляется некий контролирующий орган. С другой стороны, как раз такая мера может помешать дальнейшему развитию ИИ в России.

Любая коммерческая компания перед тем, как поставить задачу развития конкретной технологии, рассчитывает сроки, инвестиции и предполагает результат, который должен получиться на выходе. Команда, занимающаяся такой технологией, знает конечную цель и понимает, что при любой ошибке или затягивании сроков рискует вложенными инвестициями. Проще говоря, коммерческие центры ИИ всегда заинтересованы в результате, который принесет компании деньги, а клиентам - пользу и удобство.

Но чем будет руководствоваться государственный центр развития ИИ? Какие задачи он ставит? Что он вкладывает в понятие "развитие ИИ"? Какие конкретно технологии будет координировать? Какими вложениями рискует государственный центр? Пока складывается впечатление, что конкретной цели нет. Отсюда вопрос - не сделает ли хуже этот государственный центр, перемешав все карты бизнесу? Ведь бизнес лучше понимает, какие продукты и технологии нужны его клиентам, и берется за разработки только нужных технологий, а не всех подряд. Ведь те же интернет-магазины или рекомендательные системы товаров государству вряд ли интересны, а для бизнеса и его клиентов - как раз то, что нужно.

Конечно, существуют примеры удачных государственных разработок. Например, Национальная система платежных карт (НСПК). После ухода из России платежных систем Visa и Mastercard перед государством встала конкретная задача - сделать отечественную платежную систему для всех банков и граждан. И здесь государство сработало четко и быстро. Была одна понятная цель, нужная всем, и реализация не заставила себя ждать.

Еще один хороший пример - портал Госуслуг. Все документы, услуги, оплата штрафов, налогов, запись на прием в госучреждения в одном месте. Любая услуга доступна в два клика. Понятная цель - хороший результат.

Но какая может быть одна четкая цель у государственного центра развития ИИ? Ее просто нет. Пока все абстрактно и ничего не понятно на уровне "Сделаем сообща какой-нибудь ИИ".

Если перенести ситуацию на телеком-отрасль, то почему-то там все прекрасно получилось без государственных центров. Ведь никогда в России не было центра по развитию LTE или GSM. Но при этом все прекрасно работает. Так может быть и для развития ИИ не нужно придумывать ничего нового?

Если уж и создавать государственные центры, то на каждую технологию в отдельности. Например, центр развития больших языковых моделей или центр голосовых помощников. Да, в таком случае придется создать десятки или даже сотни центров. Но зато они будут заниматься конкретной технологией, а не абстрактным ИИ. И результат явно будет лучше, как в случае с НСПК или Госуслугами.

Госуслуги поначалу никто не любил. Но с годами портал превратился в удобный сервис. Возможно, первоначальный скептицизм по поводу создания государственного центра развития ИИ через некоторое время тоже обернется доверием. Но для этого нужно еще очень много изменений. Как минимум, создание, если не центров, то хотя бы подразделений внутри единого центра для развития каждой технологии в отдельности. Но пока идея создания центра для какого-то одного общего абстрактного ИИ выглядит слишком сыро.