Президент благословил Антикартель

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала соответствующий документ, который вносит поправки в российское законодательство. Новая
На создание такой ГИС выделено 241,4 млн руб. из госбюджета в 2025 г. Ранее, в декабре 2024 г., ComNews сообщал, что правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о создании и функционировании государственной информационной системы по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений (законопроект №801033-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О защите конкуренции").
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что, согласно практике антимонопольного органа, по итогам проведения государственных и муниципальных закупок, характеризующихся отказом участников от конкуренции между собой в результате реализации картельных соглашений, заключаются контракты по начальной стоимости либо с минимальным снижением: "При этом данные статистики по аналогичным закупкам свидетельствуют о том, что контракты при наличии конкурентной борьбы между участниками торгов заключаются со значительным снижением цены".
20 июня 2025 г., на XXVIII Петербургском международном экономическом форуме, заместитель руководителя службы Григорий Радионов отметил, что цифровизация позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в сфере государственных закупок. Тогда замглавы ФАС добавил, что служба работает над второй очередью создания ГИС, которая будет реализована в том числе после внесения изменений в законодательство.
Зачем это надо?
За 2024 г. служба возбудила 315 дел об антиконкурентных соглашениях и координации экономической деятельности. Ведомство приняло 245 решений о нарушении антимонопольного законодательства.
"Антиконкурентные соглашения выявлены в 78 регионах. В качестве ответчиков по делам ведомство привлекло 599 хозяйствующих субъектов и 144 заказчика. Ограничивающие конкуренцию соглашения охватили 4369 закупок с общей суммой начальной максимальной суммой контрактов (НМЦК) 122,4 млрд руб.", - сказано в сообщении ФАС от 3 февраля 2025 г.
За 2024 г. в федеральный бюджет поступил 1 млрд руб. штрафов, назначенных центральным аппаратом ФАС России за антиконкурентные соглашения.
С чего все началось
Адвокат, партнер юридической фирмы Ds Law Мария Калинина рассказала, что ФАС длительное время пыталась лоббировать разработку этой системы, но получилось далеко не сразу: "В апреле 2024 г. ведомство даже опубликовало конкурс на разработку ГИС "Антикартель", на тот момент вообще не предусмотренную законодательством. Торги вызвали недоумение профильных специалистов. Контракт стоимостью 240 млн руб. к созданию системы не привел и был расторгнут. Летом 2024 г. ФАС провела новый конкурс и заключила контракт на 239,5 млн руб. Все эти действия ФАС России заслуживают отдельного внимания контрольных ведомств, так как не понятно, на каком основании были выделены бюджетные средства на не предусмотренную законом информационную систему. Теперь мы видим, что ФАС с опозданием удалось легализовать сомнительные закупки – ГИС "Антикартель" наконец появилась в законе".
По мнению руководителя практики правовых исследований юридической компании "Инноправо" Сергея Афанасьева, эффективность создания ГИС для целей выявления картельных соглашений представляется несколько сомнительной, поскольку зачастую такие соглашения не заключаются на бумаге в виде единого документа, а представляют договоренности сторон такого соглашения.
Сергей Афанасьев отметил, что автоматизированный поиск и выявление признаков картельных соглашений в данном случае будет основываться на формальных признаках, прописанных в документах по организации закупки: "При этом, как и в любых случаях применения искусственного интеллекта (ИИ) для контрольно-надзорной деятельности, существует риск, что в качестве подозрительных будут рассматриваться обоснованные (оправданные и законные) действия хозяйствующих субъектов. В результате последним придется тратить дополнительные ресурсы на то, чтобы собрать и представить ФАС все обосновывающие документы. Фактически происходит своеобразное переворачивание принципа презумпции невиновности, что не самым благоприятным образом может сказаться на экономической деятельности".
Консультант юридической компании "Каменская & партнеры" Наталия Стрелкова напомнила, что антиконкурентные соглашения являются одним из наиболее опасных проявлений монополистической деятельности - единственным нарушением антимонопольного законодательства, за которое предусмотрена уголовная ответственность (статья 178 УК РФ), что свидетельствует о большой значимости предотвращения заключения таких соглашений для целей регуляторной политики.
Еще в 2017 г. Владимир Путин указывал на необходимость ужесточения борьбы с картелями, а также поручал создать межведомственный орган по пресечению картелей, что свидетельствует о том, что на протяжении последних лет создание механизмов по борьбе с антиконкурентными соглашениями имеет большое значение.
По мнению Марии Калининой, создание ГИС "Антикартель" не повлияет ни на количество антиконкурентных соглашений, ни на процедуры закупок: "Появится очередная система, без которой легко можно было обойтись и не тратить федеральный бюджет. Для отслеживания картелей на рынке есть разработанные и успешно внедренные коммерческие технологии, которые позволяют установить признаки картельных соглашений на торгах".
Наталии Стрелковой представляется, что система ГИС "Антикартель" поможет бороться с антиконкурентными соглашениями на торгах эффективно. Однако консультант юрфирмы отметила, что несмотря на внедрение ГИС "Антикартель", для ФАС России указанная система послужит лишь подспорьем при явном демпинге как в сторону уменьшения цены контракта, так и в сторону увеличения или при системном удержании начальной максимальной цены контракта (на практике от 0,5 до 1%).
