Была тайна банковская, а стала следствия. Банкам придется предоставлять информацию о счетах граждан следователям

С 1 сентября кредитные организации будут обязаны предоставлять следственным органам справки по операциям, счетам и вкладам физических и юридических лиц на основании запроса от руководителя следственного органа или начальника органа дознания с согласия прокурора по уголовным делам. Кремль сообщил, что соответствующий законопроект "О внесении изменений в ст.26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" подписал президент РФ Владимир Путин.
"Проект федерального закона "О внесении изменений в ст.26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" разработан в целях повышения оперативности и эффективности противодействия преступлениям, связанным с хищением и выводом денежных средств с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Законопроектом предлагается в целях реализации проектируемой ст.1152 "Приостановление операций с денежными средствами, электронными денежными средствами, авансовыми платежами" Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации установить обязанность кредитной организации по предоставлению на основании запроса руководителя следственного органа, следователя с согласия руководителя следственного органа, дознавателя с согласия прокурора по уголовным делам, находящимся в их производстве, справок по операциям, счетам и вкладам физических и юридических лиц", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Представители пресс-служб ПАО "Т-Банк", ПАО "Банк ВТБ", АО "Альфа-Банк", АО "ОТП Банк" и Ассоциации банков России не ответили на вопросы корреспондента ComNews.
Руководитель уголовной практики ООО "Юридическая группа "Новатор" (Novator Legal Group) Эльвин Байдин рассказал, что ранее сотрудники правоохранительных органов могли получить информацию о банковских вкладах только по решению суда, которое отправлялось в банк. Процесс занимал значительное время и затягивал сроки расследования. Он отметил, что в некоторых случаях силовикам приходилось ждать информации в течение нескольких месяцев.
"С ростом киберпреступности правоохранительные органы начали активные попытки наладить сотрудничество с банками, так как эффективность раскрытия преступлений по горячим следам гораздо выше, чем спустя продолжительный период. Однако не все банки охотно откликались на эти запросы: имели место случаи, когда обращения оставались без ответа и требовалось повторное направление документов", - рассказал он.
С ним согласился управляющий партнер ЮК "Алтависта" Владимир Воронин. По его словам, поправки существенно упростят работу обвинения, ведь теперь для получения информации нужен запрос следователя, который он сам напечатает, подпишет и отправит в банк, а последний предоставит сведения.
"По мысли законодателя, эта мера направлена на процессуальную экономию, минимизацию сил и средств, применяемых правоохранителями, ведь ранее нужно было обратиться в суд, чтобы выяснить сведения о счетах подозреваемого и наличии на них денежных средств, и лишь после этого вновь обращаться в суд об аресте этих счетов. Теперь названный порядок сокращен вдвое: следователь путем направления запроса узнает о наличии счетов, а при подтверждении информации - обращается в суд с ходатайством об их аресте. С точки зрения процессуальной целесообразности все выглядит разумно и обоснованно", - отметил он.
Владимир Воронин сказал, что у него, как у практикующего уголовного адвоката, возникают опасения, что эти меры могут применяться некоторыми полицейскими в корыстных целях. Например, банковская информация может быть получена по просьбе конкурентов проверяемого или для установления материального положения человека, не имеющего отношения к уголовному делу.
"Мое отношение к подобным поправкам - отрицательное, планомерно уничтожается судебный контроль за действиями правоохранителей. Следует также отметить, что в целях сохранения паритета процессуальных возможностей законодателю следовало бы рассмотреть вопрос о предоставлении указанной информации также и по адвокатскому запросу", - добавил он.
Эльвин Байдин отметил, что адвокаты имеют гораздо меньше полномочий по сравнению с силовиками. Однако, по его словам, нет необходимости обязывать банки предоставлять такую информацию по запросу адвоката, так как сторона защиты может заявить мотивированное ходатайство на досудебной стадии, которое следователь в целях установления истины вправе удовлетворить, истребовав соответствующие сведения.
"Принятие этих поправок свидетельствует о стремлении государства совершенствовать меры, направленные на повышение эффективности борьбы с преступлениями в сфере информационно-телекоммуникационных технологий. Ожидаемый результат - увеличение раскрываемости преступлений", - заключил он.
