В фокусе / сентябрь 2025
"Платформа ОФД" представила кейсы применения ИИ на чековых данных
© ComNews
12.09.2025
"Платформа ОФД" на бизнес-завтраке в честь 9-летия системы ОФД рассказала, как меняется рынок касс и ОФД, как умные решения и цифровизация помогают решать проблемы бизнеса, а также создавать будущее.
Генеральный директор компании Дмитрий Батюшенков раскрыл цифры и факты о рынке касс, привел данные исследований и кейсы применения ИИ на чековых данных:
- Из 3,86 миллиона касс в стране 1,35 млн подключено к "Платформе ОФД". В системе за 9 лет накоплено свыше 150 млрд фискальных документов.
- На долю новых территорий (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области) приходится 80 тыс. касс, 40% из которых работают с Платформой ОФД.
- К 2028 году на рынке прогнозируется 4 млн ККТ. Доля касс в е-com за последние два года увеличилась с 5 до 9% в 2025г., сети по-прежнему занимают 22%, однако ККТ вне сетей (малый бизнес) сейчас 69% против 73% в 2023 году.
- Активно внедряется риск-ориентированный подход государства в контрольной деятельности, выросло количество проверок кассовой дисциплины на основании Индикаторов риска - с 0,3 тыс. в 2021 до 18,8 тыс. в 2024. Общая сумма штрафов в 2024 году составила 531 млн руб.
- ФНС использует автоматизированную систему мониторинга, которая фиксирует аномалии в работе с кассой через данные ОФД. Высокий процент коррекций, возвратов или отсутствие данных — прямой сигнал для инициации проверки.
- Статистика критических ошибок в чеках - 2025: 88% связано с отсутствием обязательных тегов в фискальных данных. При этом на тег 2108 "Мера количества и предмета расчёта" приходится 91% ошибок в этой категории.
- Использование сервисов контроля нарушений позволяет бизнесу в разы снизить количество ошибок и практически полностью исключить риски, связанные с кассовой дисциплиной. Только за 8 мес. 2025 г. данные в ЛК "Платформы ОФД" помогли бизнесу избежать штрафов и расхождений выручки по сумме 3 млрд руб., количество чеков с ошибками снизилось за год в 7,8 раз. С этого года сервис контроля нарушений также подсвечивает бизнесу проблемы с маркировкой товаров.
- "Платформа ОФД" делает ставку на развитие AI-агентов, которые действуют как "умный помощник" руководителя. ИИ — не замена человеку, а инструмент, который анализирует миллионы чеков в реальном времени, находит аномалии, объясняет их причины и генерирует конкретные рекомендации.
- Компания определила уровень цифровой открытости клиентов. Выявила, что 35% представителей малого бизнеса — "прагматичные автоматизаторы", для которых ключевой ценностью является экономия времени и упрощение рутины. Еще 8% — "экспериментаторы", являющиеся драйверами инноваций. Однако 30% - "скептики", их бизнес на грани устойчивости и они очень чувствительны к затратам на инновации. Еще 27% - "осторожные традиционалисты", которые работают по привычной схеме и не хотят ничего менять.
Кейсы с применением ИИ и чековых данных от "Платформы ОФД":
- Кейс 1. Проблема потери клиентов. Анализ потока покупателей и чеков в супермаркете показал необходимость изменения выкладки товаров, что дало +15% к продажам за неделю.
- Кейс 2. Снижение продаж категории товаров на АЗС. Обнаружена связь между парковкой у АЗС и спросом на кофе. Создание зон отдыха рядом добавило +19% к продажам кофе за 3 месяца.
- Кейс 3. Высокий уровень просрочки товаров в FMCG у производителя. Анализ спроса на йогурты по дням недели и вкусам позволил оптимизировать производство и логистику, что повысило маржинальность на 7% и сократило просрочку на 30% за месяц, в годовом сравнении.
- Кейс 4. Слабая региональная дистрибуция стройтоваров производителя. ИИ с чековыми данными позволили связать всплеск продаж кровли с выдачей разрешений на строительство и погодой. Заблаговременное увеличение отгрузок сократило время отгрузки конечным клиентам на 40% и увеличило долю рынка на 5% за год.
- Кейс 5. Низкие продажи товарной группы производителя. Анализ корзины покупок показал, что покупатели протеиновых батончиков — аудитория ЗОЖ и зумеры, а не спортсмены. Перенос рекламы из фитнес-залов в премиальные кофейни и ЗОЖ-блоги дал рост продаж на 65% за год.
