Россияне стали чаще пользоваться поисковыми системами
ООО "Ашманов и Партнеры" провело исследование, которое содержит данные о динамике обращений к поисковым системам, потребительских сценариях, трендах в поведении покупателей и других аспектах. Ниже представлены основные результаты исследования.
Устойчивость классических поисковых систем:
- 62% респондентов стали чаще использовать поисковые системы, подчеркивая их важность в поиске выгодных цен и широкого ассортимента. Люди хотят сэкономить и найти товары за пределами знакомых маркетплейсов и магазинов. Здесь удобство поисковых систем особенно важно.
- Доверие к результатам поисковых систем сохраняется высоким: 70% пользователей отдают преимущество сайтам из органической выдачи.
- Мобильные устройства (смартфоны/планшеты) используются 64% потребителей для поиска товаров, что показывает важность мобильной оптимизации. Последние три года показали резкий скачок в сторону мобильного поиска.
Разнообразие потребительских паттернов:
- Для глубокого анализа и сравнения товаров пользователи чаще обращаются к поисковым системам: 43% ищут скидки и акции, 42% изучают ассортимент и цены.
- Маркетплейсы, напротив, предпочитаются для быстрых покупок, составляя 28% пользовательских сценариев начала поиска.
- Мы видим стабилизацию поисковых сценариев: для быстрых и регулярных покупок люди в большей степени предпочитают маркетплейсы, в более сложных случаях выбора товаров, связанных с глубоким изучением товара или ассортимента респонденты отдают предпочтение поисковым системам.
Покупатели ожидают от поисковых систем большей интеграции с онлайн-шопингом:
- Ожидаемые функции: возможность сохранять товары (37%), покупка в пару кликов (35%), поиск по картинкам (28%).
- Улучшение интерфейсов и функции искусственного интеллекта для удобства пользователя остаются ключевыми направлениями развития.
Сценарии потребительского поиска
1. Глубокий анализ через поисковые системы: Пользователи используют ПС для детального сбора информации о незаурядных товарах, сравнения цен и изучения отзывов, прежде чем принимать решение о покупке.
2. Быстрая покупка через маркетплейсы: Клиенты выбирают проверенные товары на маркетплейсах, быстро ориентируются в отзывах и рейтингах, стремясь завершить покупку в пару кликов.
3. Комбинированный подход: Потребители начинают поиск на маркетплейсе, а для осмысленного выбора и подтверждения своих намерений переключаются на поисковые системы — для изучения дополнительных отзывов и ценовых предложений.
Эти изменения демонстрируют, что современный покупатель постоянно балансирует между скоростью и глубиной исследования информации. Бизнесу важно адаптироваться к этим гибридным подходам, улучшая как маркетплейсы, так и интеграцию с поисковыми системами. Успешные стратегии требуют гибкости, технологичности и доверия, что позволит брендам удовлетворить высокие ожидания современных потребителей.
Прогноз
1. Тенденция на более частое использование ПС покупателями продолжится. Основные драйверы роста: развитие онлайн-торговли, рост цен и изменения ассортимента, улучшение алгоритмов и интерфейсов поисковых систем для задач покупателя, развитие ИИ-ассистентов.
2. Маркетплейсы сейчас лучше всего решают важную задачу покупателя ― поиск самой дешевой цены (пусть за счет демпинга, а не за счет качества поиска). Пока они будут сохранять этот статус, они продолжат аккумулировать поисковый спрос. Есть вероятность, что в ближайшие годы ситуация изменится. Причины: ИИ-помощники, изменения ПС и более жесткое регулирование маркетплейсов со стороны государства.
3. Поиск товаров с помощью ИИ-ассистентов ― пока что не частое явление, но к ним есть повышенный интерес у молодой аудитории. Предпосылки к росту через 3-5 лет из-за более плотной интеграции с поиском и выдачей, повышения качества рекомендаций и прихода на рынок нового поколения покупателей, рожденных после 2010 гг.
4. Яндекс скорее всего продолжит отрыв от Google. Основная предпосылка ― Яндекс под давлением локальных маркетплейсов и рынка, вынужден повышать качество и удобство товарного поиска. Предустановка на устройства тоже играет большую роль. Позиции Google могут усилить возвращение трансграничной онлайн-торговли и прорывное развитие AI-функционала, но пока не видим для этого предпосылок.
