80% логистических компаний перейдут на "цифру"
В сентябре 2025 г. цифровая логистическая платформа "Монополия" провела исследование на основе опроса 103 средних и крупных компании логистического сектора. Итоги показывают: цифровизация перестала быть делом будущего и стала нормой отрасли. Но к полностью автономным перевозкам грузовладельцы пока относятся с осторожностью.
Логистика будущего глазами перевозчиков
Для большинства участников "логистика будущего" - это не столько футуристичный автономный грузовик, сколько бесшовный процесс. В нём заявка автоматически загружается на платформу, система подбирает и подтверждает перевозчика, формирует электронные документы, прокладывает маршрут так, чтобы грузовик был полностью загружен и не возвращался "порожняком". Дальше транспорт автоматически отправляется в рейс, доставляет груз и встраивается в новые заказы. Такой сценарий объединяет безопасность, прозрачность и эффективность.
Перевозчики уверены: цифровизация в первую очередь снижает риски - делает дороги безопаснее, исключает простои на пунктах приема и разгрузки, устраняет мошенничество и кассовые разрывы. В основу таких изменений должны лечь структурные элементы: автоматизированные процессы, рекомендательные системы, электронный документооборот и предиктивная аналитика в сочетании с автономным транспортом.
Цифровизация как стандарт
Более 80% логистических компаний сообщили, что цифровизация в их компаниях уже идет, а 20% заявили о полной автоматизации и интеграции всех процессов. В авангарде - средние и крупные компании с численностью более 250 сотрудников.
Из всех существующих цифровых сервисов сегодня чаще всего используются электронный документооборот (73%) и системы отслеживания транспорта (70%). Лишь единицы обходятся без этих инструментов. Более сложные решения - роботизация, предиктивный ИИ и автономные перевозки - применяются пока реже, менее чем у половины респондентов, но рынок уже демонстрирует реальные кейсы.
Автономная логистика: осторожный интерес
К полностью автономным перевозкам перевозчики пока относятся сдержанно. 17% категорически не готовы отказаться от водителя. 44% согласны при условии, что инженер все же будет контролировать автомобиль из кабины, 30% допускают дистанционное сопровождение. Лишь 9% готовы доверить груз полностью автономным машинам.
И все же крупнейшие компании-флагманы уже прощупывают почву. Сеть DIY-гипермаркетов "Лемана ПРО" в партнерстве с "Монополией" и Navio реализуют проект в области автономной логистики. Взаимодействие выстроено так, что все заявки "Лемана ПРО" автоматически попадают на платформу "Монополия" и исполняются автономными грузовиками Navio. "Сегодня у нас выстроен стабильный маршрут: 7 кругорейсов в неделю между Москвой и Санкт-Петербургом с точной синхронизацией. При такой схеме нет простоев, регулярные отгрузки, все операции возможно выполнять одним автономным тягачом на трассе и двумя обычными грузовиками для работы в узлах, – говорит директор по транспортной логистике "Лемана ПРО" Светлана Любовина. – Мы видим, что проект реализуется эффективно. Он встроен в нашу ежедневную работу, идёт без простоев и даёт нам стабильный ритм. В случае масштабирования проекта мы готовы рассматривать участие и в других направлениях".
Владимир Буевич, директор по продукту Navio Freight: "Автономные тягачи Navio c 2023 года ежедневно осуществляют грузоперевозку между Москвой и Санкт-Петербургом для ключевых игроков retail и e-com, крупнейших производителей FMCG, перевозчиков и транспортных компаний. На сегодня совершено более 8 тыс. рейсов, доставлено 130 тыс. тонн груза. На основе этого опыта, исследований, потребностей рынка и вызовов, которые сегодня стоят перед отраслью, мы разработали комплексный продукт Navio Freight, который позволит встроить автономные транспортные средства в устоявшиеся логистические процессы и сделать их эффективнее".
Инвестиции: умеренный энтузиазм
Отношение логистической отрасли к инвестициям неоднозначно. Часть компаний настроена крайне сдержанно: 57% респондентов сомневаются, что в ближайшие годы будут делать значимые вложения в цифровизацию, а еще четверть откладывают такие решения на более дальнюю перспективу. Каждый десятый прямо заявил, что инвестировать не готов.
В то же время треть рынка уже планирует реальные вложения. Кто-то готов выделить лишь символическую долю — до одного процента выручки. Другие оценивают потенциал выше и готовы направить до пяти процентов. А самые смелые — около пяти процентов опрошенных — рассматривают возможность инвестировать до десяти процентов выручки или свыше ста миллионов рублей. Именно они будут первыми, кто проверит на себе эффект новых технологий.
Ожидания и барьеры
Большинство перевозчиков уверены, что цифровизация даст ощутимый результат: снизит операционную нагрузку, повысит прозрачность процессов и надежность перевозок. Скепсис вызывает перспектива снижения себестоимости рейсов и решение проблемы кадрового дефицита. Это говорит о том, что отрасль не боится "замены человеком ИИ", а ждет разгрузки от рутины и повышения качества работы.
Главные условия для более активного внедрения технологий — доступная стоимость решений и развитие инфраструктуры для автономного транспорта. Только 18% респондентов признались, что движутся вперёд "ради технологий самих по себе"; для большинства мотив остается прагматичным.
Среди барьеров перевозчики называли не только цену, но и сложности интеграции, необходимость доработки систем под специфику бизнеса, нехватку IT-кадров и сопротивление персонала. Это показывает, что рынок ждет решений, которые будут не только эффективными, но и удобными во внедрении.
"Любые инновации на первых этапах воспринимаются скептически, нужен переходный этап, когда участники рынка разберутся в нюансах, – говорит директор по развитию логистической платформы "Монополия" Лев Стариковский. – Мы вместе с ключевыми партнерами создаем бесшовный путь, при котором заказчик просто оформляет заявку внутри своей системы, а дальше за него работают только алгоритмы. Пока человеческий фактор сохраняется как важное условие доверия, но мы уверены, что бесшовный полностью цифровой путь груза – не просто перспективный, а неизбежный для отрасли".
Опыт роботизации
Инвестиции могут быть оправданы конкретными результатами. "На нашем РЦ "Северная Звезда" внедрена автоматизированная шаттловая система хранения и сортировки среднегабаритных товаров, - поясняет директор по транспортной логистике "Лемана ПРО" Светлана Любовина. Она занимает 10 000 кв.м, включает более 73 000 ячеек хранения и позволяет обрабатывать до 300 отгрузочных единиц в час на человека — это в 2,5 раза выше по сравнению с ручным трудом. При этом потребность в персонале на этих операциях снижена в 4 раза, а точность сборки достигла 99%. Это также положительно повлияло на утилизацию транспорта".
Следующим шагом для "Лемана ПРО" стала роботизация отдельных операций. В 2024 году на этом же складе компания внедрила в тестовом режиме роборуку-депалетайзер с искусственным интеллектом. В перспективе технология позволит сократить участие персонала на соответствующей станции на 50%.
Краткий итог
Исследование "Монополии" показывает: цифровизация в автологистике уже стандарт. Треть перевозчиков готова вкладывать в технологии в ближайшие годы, а самые смелые из них — до 10% выручки. Автономные перевозки остаются предметом осторожного интереса, но реальные кейсы доказывают: элементы бесшовной автономной логистики можно встроить в ежедневную работу уже сегодня. Именно постепенная интеграция цифровых и автономных решений становится главным фактором конкурентоспособности для тех, кто готов действовать раньше рынка.
