Меры против телефонного мошенничества не дали результата

SOC FORUM 2025. На фото (слева направо): президент "Ростелекома" Михаил Осеевский, заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов, президент "ВымпелКома" Александр Панков
Заместитель председателя правления ПАО "Сбербанк" Станислав Кузнецов на SOC FORUM 2025 18 ноября заявил, что, по подсчетам Сбербанка, в 2024 г. россияне потеряли не менее 300 млрд руб. из-за телефонного мошенничества. "Мы рассчитывали переломить этот негативный тренд, однако прогнозируем дальнейший рост потерь на 15-20% к концу текущего года именно в этой сфере", - заявил он.
По словам Станислава Кузнецова, в сфере информационной безопасности появляются новые тенденции, но реакция регулятора и компаний вновь оказывается запоздалой.
"Кто помнит события 2018 г.? Тогда поднимался вопрос о подмене телефонных номеров, звучали призывы немедленно принять технические меры против потока порядка 300-350 тыс. звонков ежедневно. Но прошло время, и количество звонков выросло до 5-8 млн в сутки. Только спустя годы мы смогли снова привлечь внимание к этой проблеме и совместно выработать решения, в том числе путем внесения изменений в законодательство", - отметил он.
Теперь, по словам заместителя председателя правления Сбербанка, новая угроза - это использование искусственного интеллекта киберпреступниками, особенно в форме дипфейков. "Заметны случаи, когда руководители крупных компаний оказываются жертвами поддельных заявлений и видеозаписей. Кто-то воспринимает это с юмором, а кого-то это беспокоит всерьез", - отметил он.
По его словам, телефонное мошенничество выходит на новый уровень: буквально через пару месяцев ожидается появление инструмента, позволяющего вести разговор на родном языке жертвы даже из другой страны. "Искусственный интеллект сможет безупречно имитировать любые акценты и диалекты, легко убеждать потенциальных жертв предпринять требуемые действия", - объяснил Станислав Кузнецов.
"Необходимо избегать повторения ошибок прошлых лет. Нужно незамедлительно выступить с законодательными инициативами, предусматривающими уголовное наказание для преступников, использующих технологию дипфейков. Российские компании располагают технологиями качественного распознавания дипфейков. Эти стандарты следует активно применять в телекоммуникациях и телевидении, внедряя автоматическое выявление подделок еще на этапе поступления сигнала", - считает Станислав Кузнецов.
Президент ПАО "Ростелеком" Михаил Осеевский отметил, что отношение общества к информационной безопасности и к специалистам, кто ею занимается, приблизительно такое же, как к врачам: пока не болеешь, пока нет пандемии, то не особо задумываешься об этих проблемах, а необходимость обращаться к врачам появляется только тогда, когда уже что-то болит. "Так и у нас. Пять лет назад тема информационной безопасности уже была на повестке, но понимание было на теоретическом уровне. Но теперь мы столкнулись с ИБ-рисками на практике", - отметил он.
Президент ПАО "ВымпелКом" ("Билайн") Александр Панков сообщил, что с 1 января 2025 г. по 18 ноября 2025 г. на сети "ВымпелКома" заблокировано чуть меньше 3,5 млрд спам-звонков, из которых приблизительно 700 млн - это звонки мошенников.
По мнению Александра Панкова, еще один вызов, к которому нужно готовиться, - это вредоносное программное обеспечение. "Мы отмечаем стремительный рост количества заражений абонентских устройств самыми разнообразными вредоносными программами", - рассказал он.
"Только объединение участников рынка с точки зрения обмена информацией позволит достичь результата, близкого к идеальному. Мы со Сбербанком начинали обмениваться информацией о мошенниках. И была интересная метрика еще на этапе пилота: когда мы наладили обмен информацией о том, что наш абонент является также клиентом Сбербанка, сразу пошел некий спад негативных последствий от атак мошенников", - сообщил Александр Панков.
По его словам, "ВымпелКом" расширяет сообщество компаний, с кем обменивается информацией, - это и другие операторы, и компании на рынке электронной коммерции. "Мы приветствуем усилия законодателя на этом пути", - заключил президент "ВымпелКома".
Телефонное мошенничество - бич не только России
По данным, которые озвучил Станислав Кузнецов, китайские компании столкнулись с беспрецедентным объемом мошеннических звонков; индийские граждане потеряли из-за телефонного мошенничества $3 млрд; бразильцы - $15 млрд; а Южная Африка уже лидирует по распространению дипфейков.
