Роботизация на предприятиях усилит дефицит кадров

Форум РИММ-2026. Исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники Ольга Мудрова, заместитель генерального директора АНО "Мосстратегия" Вадим Третьяков, коммерческий директор ООО "Технорэд" (Technored) Лиана Гареева (слева направо; фото ComNews)
Игроки российского рынка роботизации на международном научно-технологическом форуме РИММ-2026 обсудили проблему внедрения роботов на промышленных предприятиях. Они считают, что роботизация ускоряет производственный процесс, но приводит к еще большей нехватке кадров.
Исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники Ольга Мудрова перечислила основные вызовы и барьеры развития роботизации обрабатывающей промышленности в России. Среди них технологическая неготовность инфраструктуры; зависимость от иностранных технологий; недостаток частных инвестиций, зависимость от госзаказа; не сквозные процессы, а "островная" автоматизация; дефицит квалифицированных кадров.
Также она рассказала об основных причинах неиспользования промышленных роботов организациями: "Из более чем 400 тыс. предприятий обрабатывающей промышленности свыше 40% считают, что им нет необходимости устанавливать промышленных роботов. Это говорит о том, что нет такого технологического процесса, который обладает признаками серийности. 14,77% испытывают недостаток денежных средств, 13,15% рассказали о недостатке квалифицированных специалистов, 12,04% жалуются на недостаток финансовой поддержки со стороны государства, 10,64% - на отсутствие финансово-хозяйственной деятельности, 9,03% обозначили другие причины".
"Если мы ставим целью повысить производительность труда, значит, мы видим потенциал в производстве основополагающей продукции. Дальше нам нужно переходить на новые технологические циклы, поскольку высока конкуренция даже в рамках одной и той же отрасли промышленности. Нам нужно решать задачу замены ручного труда, при этом возникает проблема снижения занятости. Высвобождается персонал, который обладает невысоким уровнем компетенции", - добавила Ольга Мудрова.
Заместитель генерального директора АНО "Мосстратегия" Вадим Третьяков выделил несколько причин низких темпов внедрения роботизации на производстве:
- длинная цепочка поставок (производитель - дилер - интегратор - организация) удорожает конечную стоимость внедрения;
- организация закупает не робота, а инженерный проект с высокой неопределенностью результата;
- нет прозрачного расчета экономического эффекта;
- нет стандартов типовых решений и повторяемости;
- господдержка формально есть, но механизм не работает.
"Кроме того, существуют барьеры внедрения новых технологий. Во-первых, это недоверие и страх остановки процессов. Помимо этого, существует дефицит компетенций не только среди инженеров - не хватает руководителей и экономистов. Низкая зрелость процессов не позволяет внедрить робота. На предприятиях нет владельца результата - роботизацию "вешают" на инженера или на технологию, но не закрепляют ответственность за эффект. Помимо прочего, существует страх изменений и конфликт интересов "робот-сотрудник", - отметил Вадим Третьяков.
"По нашему мнению, дорожная карта от первого успеха к системной роботизации выглядит определенным образом. Первые 30 дней делаем пилотный проект, выходим на стабильный цикл и получаем первые результаты. Через 60 дней анализируем данные, проводим дополнительное обучение специалистов, выбираем две-три новых операции для автоматизации. Через 180 дней масштабируем успешный опыт, запускаем новые ячейки по отработанному сценарию", - рассказал коммерческий директор ООО "Технорэд" (Technored) Лиана Гареева.
Технокультуролог, сооснователь клуба "Наследие XXI век" Иван Карпушкин объяснил причину проблемы нехватки кадров: "С производительностью труда мы бьемся уже давно, сначала через индустриализацию, потом автоматизацию, механизацию, информатизацию, теперь роботизацию. В начале XX века мы расширяли возможности человека, благодаря чему повышалась производительность труда. Перейдя в модель индустриального производства, эта модель рухнула. Человек стал элементом конвейера. Теперь мы переходим в новую модель. Мы говорим, что искусственный интеллект переводит нас в следующий этап. Но система образования по-прежнему работает в индустриальной модели. Мы готовим кадры и почему-то удивляемся, что люди не могут воспринять роботизацию как естественный процесс. Но ведь это совершенно другой уровень технологической культуры. Невозможно человека, обученного работать в конвейере, поставить в логику, когда он ставит задачу сложнейшей технической системе. И на этом моменте все рушится. Внедряя робота, мы говорим, что создаем рабочие места, на которые у нас просто нет людей".
"Нужно роботизировать те операции, в которых у предприятия есть дефицит кадров. Тогда сопротивления происходящим изменениям будут минимальны. Ведь внедрение роботов не приводит к сокращению сотрудников предприятия. Как правило, они перераспределяются, и появляются новые роли. Однажды у нас на предприятии получили заказ, внедрили робота и к нему еще восемь человек, чтобы этот заказ исполнить. Роботизация - это точка опоры, которая помогает оперативно масштабироваться. Кроме того, существуют меры поддержки предприятий: 50% - субсидирование стоимости оборудования, 20% - компенсация затрат на интеграцию и внедрение, двойная амортизация - снижение налогооблагаемой прибыли за счет ускоренного списания стоимости оборудования", - подытожил генеральный директор ООО "Промобот" Максим Чугунов.
