Светлана ВитковскаяВедомости
07.10.2004

Интерес инвесторов к рынку кабельного ТВ растет с каждым днем. Создать сеть кабельного ТВ по всему Центральному округу намерен "ЦентрТелеком". Он собирается потратить $60 млн на покупку региональных действующих сетей и строительство собственных, а пока ведет переговоры с "НТВ-Плюс" о трансляции программ этой компании.

Как рассказал "Ведомостям" коммерческий директор "ЦентрТелекома" Сергей Приданцев, оператор зарегистрировал новый брэнд "Мультисеть". Использовать его будет "дочка" "ЦентрТелекома", "ЦентрТелекомСервис", для оказания услуг кабельного ТВ и доступа в Интернет во всем Центральном округе.

У "ЦентрТелекома" уже есть лицензии на предоставление услуг кабельного ТВ в шести областях. Кроме того, по словам Приданцева, компания собирается скупать муниципальные сети и строить собственные оптоволоконные каналы, по которым будут транслироваться телепередачи. Технически компания готова обслуживать 133 000 пользователей, хотя реально услугами пока пользуются лишь 50 000. "ЦентрТелеком" рассчитывает инвестировать в этот проект $60 млн и окупить его через 3,5-4 года. По словам Приданцева, его компания уже ведет переговоры с "НТВ-Плюс" о трансляции передач этой телекомпании по собственным сетям.

Через три года услугами будет пользоваться более 300 000 абонентов, причем базовый набор телеуслуг будет обходиться абоненту всего в 120 руб. в месяц, прогнозирует Приданцев. "На услуги кабельного ТВ будет огромный спрос, ведь стоит чуть отъехать от Москвы - и качественно принимать можно только 5-6 каналов", - отмечает Приданцев.

У "ЦентрТелекома" уже есть дочерняя компания "Российская телекоммуникационная сеть" (торговая марка "РОСНЕТ"). Впрочем, Приданцев считает, что бизнес обеих "дочек" не будет пересекаться: "Мультисеть" станет ориентироваться на квартирных абонентов, тогда как "РОСНЕТ" - на корпоративных.

Участники рынка и эксперты подтверждают, что рынок телевизионных услуг становится интересным бизнесом. Спрос на услуги платного ТВ возрастает, - говорит гендиректор "Космос-ТВ" Андрей Степанов. - Появился значительный приток западных и российских инвестиций".

"Рынок активизируется", - соглашается аналитик "Атона" Елена Баженова. Однако, предостерегает она, популярность платного ТВ в нашей стране сдерживается качественными центральными каналами и отсутствием у граждан привычки платить за телевидение. Баженова полагает, что "ЦентрТелекому" удастся зарабатывать на кабельном ТВ $15-20 млн в год и еще столько же - на интернет-услугах. Через два года это может составить около 4% от доходов "ЦентрТелекома, считает Баженова.

Аналитик "Метрополя" Дмитрий Касьяненко считает, что "ЦентрТелеком" выбрал правильную стратегию. "Две кабельные сети городу не нужны, и рынок займет тот, кто первым придет в регион", - говорит он. На 1 млн жителей необходимо вложить $7-8 млн инвестиций, а средний доход оператора в пересчете на одного абонента (ARPU) составит $7-10 в месяц - таким образом, "ЦентрТелекому" должно хватить $60 млн, считает Касьяненко.

Гендиректор "Комкор-ТВ" Михаил Силин считает ARPU в $10 труднодостижимым. Его компания на каждом клиенте зарабатывает в среднем $7, но с учетом интернет-услуг, к тому же речь идет о Москве. "Комкор-ТВ" пока не планирует развивать кабельные сети за пределами Москвы, а вот "Космос-ТВ" уже готов работать в Подмосковье.

Аналитики полагают, что рынок кабельного ТВ может вырасти в пять раз. "Потенциально пользователи кабельного ТВ - жители всех крупных городов, - считает Касьяненко. - Таких в России около 70 млн, а домохозяйств - 26 млн. Если ARPU услуги составит $4, а уровень проникновения - 40%, то потенциал рынка можно оценить в $500 млн".

По оценке ИК "Метрополь", объем российского рынка кабельного ТВ составляет менее $100 млн. Его основные региональные участники - "Объединенные кабельные сети" (UCN) и "Национальные кабельные сети" (НКС), обслуживающие более 1,2 млн абонентов. По оценкам "Атона", объем московского кабельного рынка ("Комкор ТВ", "Версател" и "Космос-ТВ") составил в 2003 г. $25 млн при 120 000 активных пользователей. Муниципальное кабельное телевидение в столице предоставляет "Мостелеком".