Николай ДицманВедомости
13.10.2004

Компания JVC, японский производитель электроники, переносит производство телевизоров с воронежского завода "Видеофон" на российский завод турецкой компании Vestel. Участники рынка связывают это с желанием снизить издержки, чтобы победить в конкурентной борьбе с дешевой китайской продукцией.

До сих пор телевизоры JVC в России производились в основном на воронежском заводе "Видеофон" (принадлежит компании Rolsen), незначительное количество на калининградском предприятии "Телебалт". Но как рассказал менеджер по продажам российского представительства Vestel Йу Ксел, скоро телевизоры JVC "будут делать на заводе в Александрове [Ярославская область]". В московском представительстве JVC от комментариев отказались. Однако источник, близкий к переговорам, рассказал, что производство начнется с октября и выпуск продукции "будет существенно увеличен".

Директор по маркетингу компании Rolsen Леонид Осипов отнесся к новости спокойно. "Несмотря на сравнительно небольшой объем производства [менее 1% от всех выпущенных телевизоров], мы бы с удовольствием продолжили сотрудничество с JVC, и нам кажется, что возможный уход к более мелкому игроку (Vestel) не самый лучший шаг для JVC", — говорит Осипов.

Источник, близкий к Rolsen, говорит, что за год на "Видеофоне" было произведено не более 12 000 телевизоров JVC.

Причины переноса производства стороны также не комментируют, но, по словам источника, близкого к руководству Rolsen, на это повлияли проблемы со сбытом: "Изначально мы планировали производить до 20 000 телевизоров в месяц, а в итоге делали не более 1000". Источник, знакомый с ситуацией в российском офисе JVC, говорит, что истинной причиной переноса производства на Vestel могло стать желание руководства российского офиса оправдать недостаточные объемы продаж. "Значительная часть продаж JVC в России приходится на несертифицированные телевизоры из Китая, с которыми московский офис не мог конкурировать по цене", — говорит собеседник "Ведомостей".

По данным исследования "Мониторинг московского рынка розничных продаж" исследовательской фирмы "Мобиле", в 2003 г. на телевизоры JVC пришлось около 5% рынка в денежном выражении, 7,5% — в натуральном. По данным российского производителя бытовой техники, компании "Полар", в первом полугодии 2004 г. доля JVC на российском рынке телевизоров составила около 7%.

Мнения участников рынка о переносе производства телевизоров с российского завода на турецкий расходятся. Мина Хачатрян, директор по маркетинговым коммуникациям компании "Ситроникс" (выпускает одноименную бытовую технику в России), считает, что перенос производства на Vestel — "попытка снизить издержки". А директор по маркетингу "Полара" Светлана Жирухина напоминает, что телевизоры JVC производятся на заводах Vestel в Турции: "Это будет тот же класс техники, которая сейчас выпускается на Vestel под собственной маркой".

JVC – один из ведущих производителей бытовой электроники в мире. По итогам 2004 г. выручка компании составила около $8,7 млрд, чистая прибыль – $147,25 млн. По данным Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), в 2003 г. в России было продано 6,5 млн телевизоров.