Бизнес
17.11.2005

Пиринговые войны между провайдерами привели к двухлетней нестабильности на рынке интернет-доступа. В итоге провайдерам фактически пришлось вернуться к тому, с чего они начинали. Однако постоянное падение цены трафика выдвинуло на первый план дополнительные услуги вроде IP-телевидения или triple play, которые становятся главными генераторами трафика в интернете.

Борьба с взаимозачетами

В 2003 году на российском интернет-рынке произошел настоящий коллапс. Сразу несколько крупных провайдеров одновременно решили брать деньги за прежде бесплатный межоператорский трафик. Раньше, чтобы не строить линии связи от одного оператора к другому, компании договаривались часть чужого трафика пропускать по своим каналам на условиях взаимного зачета. Подразумевалось, что объемы трафика у всех примерно одинаковы. Поэтому в середине 1990-х крупные провайдеры заключили так называемое пиринговое соглашение о бесплатном обмене внутрироссийским трафиком. А на Московской международной телефонной станции ММТС9 была создана "точка М9".

Там размещались серверы самых крупных провайдеров, и обмен трафиком шел по локальной сети, что ускоряло и удешевляло весь процесс. Отказ от пиринговых соглашений произошел в 2002 году со стороны "РТКомм.Ру", который первым стал продавать российский трафик другим провайдерам. Вслед за ним в конце года об отказе объявили Golden Telecom и "МТУ-Интел". Они договорились с "РТКомм.Ру" о бесплатном обмене трафиком и прервали пиринговые отношения с другими участниками этого рынка. "Большая тройка", или ОПГ (Отдельная пиринговая группа), решила фактически поделить рынок интернет-доступа и выдавить с него своих более мелких конкурентов.

На рынке сложилась трагикомическая ситуация, когда стоимость российского трафика значительно превышала цену международного. Небольшие провайдеры отказались от сотрудничества с "большой тройкой" и перешли на сотрудничество с западными компаниями, "гоняя" российский трафик по западным каналам.

Такие компании, как TeliaSonera и Cable & Wireless, с удовольствием приняли в свои "объятия" провайдеров, отказавшихся от дорогих каналов "Ростелекома".

Пиковой точкой провайдерских войн стал конфликт крупнейшего хостинг-провайдера Masterhost и "РТКомм.Ру". Руководство Masterhost сочло несправедливой ситуацию, когда веб-мастера сами платят за трафик ресурсов, которые этот трафик генерируют. "РТКомм.Ру" в этом случае получал двойную выгоду от этих выплат и перепродажи того же самого трафика его потребителям. Masterhost вообще перестал брать плату за трафик размещенных на серверах компании сайтах и даже начал приплачивать за него веб-мастерам. Витоге у пользователей Masterhost начались проблемы с доступом к сайтам через сети "РТКомм.Ру". Еще около года многие мелкие игроки рынка использовали другую лазейку для трафика - каналы оператора "Транстелеком", которые до поры до времени оставались единственным способом обойти сети "большой тройки". Однако в начале 2004 года "Транстелеком" также отказался пропускать бесплатный межоператорский трафик по бартерной схеме.

Пиринговые войны привели к дестабилизации на российском рынке интернет-доступа, однако в итоге провайдерам все же удалось договориться. "У всех провайдеров есть генерирующие трафик-ресурсы,- говорит технический директор компании "Зебра телеком" Сергей Кудрин,- поэтому они все-таки договорились об обмене". По его словам, "Зебра" тогда не была в гуще событий, поскольку не имела прямой связи с ОПГ и в любом случае платила за трафик посредникам. Тем не менее, по его словам, в отношениях между провайдерами до сих пор в ходу "нерыночные" механизмы решения проблем. Самый популярный из них - занижение качества трафика.

Дополнительное стало главным

Однако в ситуации постоянного уменьшения цены трафика пиринговые проблемы теряют свою актуальность. Сегодня для провайдера средняя себестоимость трафика составляет около $3-5 за гигабайт, а для самых крупных- менее $2. Правда, по сравнению с мировыми показателями это все равно дорого. Во всем мире трафик Global Access стоит меньше $2 за гигабайт, а при покупке целой полосы цена падает ниже $1. В такой ситуации провайдерам приходится концентрироваться на дополнительных сервисах, генерирующих большой трафик. Например, на услугах вроде IP-телевидения или передачи данных triple play (передача голоса, данных и видео по одномуканалу). По мнению специалистов, именно допуслуги станут новой ареной конкурентной борьбы на провайдерском рынке. "Сегодня мне уже кажется неправильным называть "войной" вполне цивилизованную конкурентную борьбу между провайдерами,- сообщает заместитель генерального директора по маркетингу компании NVision Group Сергей Головин.- Действительно, эта борьба за клиентов ведется на всех уровнях, в том числе и на уровне тарифов, но все понимают бесперспективность ценовой борьбы и теперь не считают ее основным методом".

Он убежден, что теперь борьба будет вестись на уровне технологий. "Выход несколько лет назад в Москве компании "МТУ-Интел" на рынок с предложением недорогого широкополосного доступа резко изменил ситуацию, позволяя клиентам пользоваться недоступными ранее услугами, и несколько изменил карту конкуренции",- говорит Сергей Головин. Теперь основная борьба ведется между крупными компаниями, предоставляющими широкополосный доступ по медным проводам (ADSL) и домовыми сетями, которые раньше занимали достаточно большую нишу и чувствовали себя относительно спокойно. Понятно, что именно "широкополосники" являются основными генераторами допуслуг. "В крупных городах простой доступ в интернет уже отходит на второй план,- считает представитель одного из крупных российских провайдеров.- Пользователей теперь можно привлечь либо крайне низкими тарифами, либо дополнительными сервисами, контентом". По мнению Сергея Головина, провайдеры, предоставляющие только dialup-доступ, постепенно теряют клиентов и сейчас переходят в статус аутсайдеров.

Правда, сами dialup-провайдеры с такой категоричной оценкой не соглашаются. Как рассказал "Бизнесу" Сергей Кудрин из "Зебры телеком", несмотря на развитие широкополосных технологий, количество пользователей dialup только растет. "Сегодня далеко не все нуждаются в быстром интернете,- полагает он,- некоторым достаточно модемного соединения, чтобы проверить почту и пообщаться по "аське"". Наверное, он немного лукавит, признавая, что для предоставления допсервисов у компании просто нет развитой сетевой инфраструктуры. "Такое могут себе позволитьтолько крупные операторы или домовые сети, которые этой инфраструктурой обладают",- поясняет Сергей Кудрин.

Что касается новейших технологий вроде IP-телевидения или triple play, то, по мнению игроков рынка, пока они все-таки мало влияют на конкуренцию между провайдерами. "Да, эти технологии сегодня могут ассоциироваться только с компаниями, предоставляющими широкополосный доступ,- считает Сергей Головин,- но реально они еще не играют определяющей роли просто в силу того, что эти услуги неразвиты и относительно дороги, поэтому не являются достаточно привлекательными. Но то, что за ними будущее, для меня несомненно". Определенную аналогию здесь можно провести с развитием рынка мобильной связи.

Рост абонентских баз замедляется, и сотовые операторы также делают ставку на допуслуги, инвестируя ради этого в технологии EDGE, а впоследствии в 3G или в WiMax.

Зоя Трубецкая