Татьяна Шушакова, КоммерсантЪ-Екатеринбург
06.12.2006

Как стало известно "Ъ", екатеринбургский сотовый оператор "Мотив" запускает новый тарифный план "Next Free", в очередной раз снизив цены на исходящие звонки. По мнению аналитиков, этот маркетинговый ход может привести к очередному переделу свердловского рынка сотовой связи - "Мотив" увеличит свою клиентскую базу за счет оттока клиентов от других операторов. Впрочем, конкуренты сомневаются в этих прогнозах. По их мнению, сейчас для абонентов большую роль играет не цена, а качество связи.

Как рассказал "Ъ" директор по маркетингу "Мотива" Константин Брызгалов, новое тарифное предложение начнет действовать с 4 декабря. По его словам, за счет продукта компания планирует нарастить свою клиентскую базу. План Next Free предполагает следующие цены: исходящие звонки внутри сети - 1 руб. 50 коп. за первую минуту, за последующие минуты - бесплатно; на другие мобильные и стационарные сети - также 1 руб. 50 копеек (снижение по сравнению с тарифом "Моби Next 2" на 1 руб. 29 коп. - "Ъ"). Таким образом, по разным экспертным оценкам "Моби Next 2" является самым дешевым тарифным планом, представленным операторами на свердловском рынке. Например, цены на схожие тарифные планы других операторов: у "Мегафон-Урал" тариф "Мобильный" (исходящие на другие мобильные и стационарные сети - 4 рубля) у Utel тариф "Радуга Фристайл" (на другие сети - 2-3 руб). По словам господина Брызгалова, низкий тариф Next Free экономически обоснован. "Дело в том, что в отличие от федеральных операторов мы не арендуем транспортные сети, что снижает себестоимости услуги", - пояснил он.

Ъ  ООО "Екатеринбург 2000" - оператор сотовой связи стандартов D-AMPS и GSM-1800. Предоставляет услуги под торговой маркой "Мотив". Работает на территории Свердловской области. На 1 декабря 2006 года, по данным компании, абонентская база составляла 1 млн 47 тыс. человек (на конец 2005 года - 836 тыс. человек, в 2004 году - 405 тыс. 467 человек).

Эксперты прогнозируют, что новое тарифное предложение "Мотива" сможет привести к очередному переделу на свердловском рынке сотовой связи. "Для превалирующего числа пользователей мобильной связи главным является цена услуги. Поэтому сверхдешевые тарифы "Мотива" позволят компании в очередной раз нарастить свою клиентскую базу, - полагает директор уральского филиала ИК "Аккорд-Инвест" (анализирует рынок сотовой связи) Константин Селянин. А так как рынок сотовой связи близок к насыщению, увеличение абонентов будет достигаться за счет оттока от других операторов. Мнение эксперта поддержал и руководитель отдела аналитики екатеринбургской компании "Маркетинг-Бюро", которая занимается исследованиями на рынке мобильной связи, Сергей Климентьев. По его словам, в последнее время во многом за счет низких цен "Мотив" демонстрирует высокие темпы прироста клиентов. Так, на сентябрь 2006 года екатеринбургский оператор занимал долю 38% свердловского рынка сотовой связи (год назад 22,7%). В то же время часть других операторов заметно снизили свои доли за этот период: МТС с 31, 9% до 18%, "Мегафон" - с 26,7% до 21%. Рост зафиксирован лишь у "Билайна" (с 12,7% до 13%) и Utel (с 6% до 9%).

Впрочем, конкуренты "Мотива" сомневаются, что введение нового тарифного плана региональным сотовым оператором существенно отразится на рынке. По их мнению, сейчас для абонентов большую роль играет не цена, а качество связи. "Еще год назад снижение цен на сотовую связь приводило к лавинообразному притоку клиентов, сейчас ситуация изменилась. Для абонентов большую роль играет качество связи, - заметил генеральный директор сети "Мегафон-Урал" Денис Малышев. - Поэтому мы не ожидаем оттока клиентов в связи с новым предложением "Мотива". Участники рынка полагают, что сдерживающим фактором прироста числа абонентов "Мотива" могут стать технические неполадки, которые уже возникали у екатеринбургского оператора. Так, заместитель председателя НП "Ассоциация мобильных технологий" Сергей Медведев напомнил, что в марте 2005 года, когда компания перевыполнила план по подключению новых абонентов, она столкнулась с техническими сложностями, а клиенты - с длительными проблемами со связью.