Николай Яблонский, КоммерсантЪ-Екатеринбург
21.02.2007

Вчера руководители альтернативного оператора ЗАО "Урал-Транстелеком" объявили, что приоритетным направлением развития компании в 2008 году станет активное привлечение в качестве телефонных абонентов физических лиц. К середине следующего года холдинг "Транстелеком" намерен выйти на рынок дальней связи, а его уральская "дочка" построить на Урале сети зоновой связи, обеспечивающие доступ к местной телефонии. По оценкам участников рынка, превращение "Урал-Транстелекома" из ведомственной компании в крупного игрока телекоммуникационного рынка обойдется в минимум $1 млрд.

Как рассказал на пресс-конференции в Екатеринбурге коммерческий директор ЗАО "Урал-Транстелеком" Руслан Разуваев, сейчас компания обслуживает 5 тыс. физических лиц: "В течение 2007 года мы намерены увеличить их количество еще на несколько тысяч". Основной же рост абонентской базы, по мнению руководителей компании, должен произойти после 2008 года. "Дело в том, что наш основной акционер - холдинг "Транстелеком" в середине 2008 года должен выйти на рынок дальней связи, и было бы наиболее разумно предлагать в открывающихся офисах продаж сразу несколько видов услуг - междугороднюю, международную и местную связь", - уточнил гендиректор компании Дмитрий Ковалев. По его словам, в течение 2007 года "Урал-Транстелеком" должен построить сеть зоновой связи в Свердловской области и Пермском крае, а в 2008 году - в Тюменской области.

Ъ  ЗАО "Урал-Транстелеком" (до января 2007 года - ЗАО "Уральские мобильные сети") работает на телекоммуникационном рынке Уральского региона с 1997 года. Предоставляет услуги местной и внутризоновой связи, передачи данных, телематики. Осуществляет деятельность на территории работы Свердловской железной дороги: Пермского края, Свердловской и Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Акционерами являются ЗАО "Компания Транстелеком" (около 75%) и ОАО "Российские железные дороги" (25%).

Стоит отметить, что сейчас основными пользователями услуг "Урал-Транстелекома" в силу исторических причин являются подразделения Свердловской железной дороги. Кроме того, существенный источник доходов компании - предоставление магистральной сети интернет-провайдерам и другим операторам для пропуска трафика. "По нашим расчетам в ближайшие годы телекоммуникационный рынок услуг для населения будет расти в несколько раз больше, чем корпоративный рынок, в частности, из-за того, что последний фактически уже распределен между операторами", - объяснил корреспонденту "Ъ" появление новых приоритетных направлений в развитии компании Руслан Разуваев.

Интерес к обслуживанию населения в будущем намерен проявить и другой оператор, входящий в холдинг "Транстелеком" - ЗАО "Южурал-Транстелеком" (работает на территории Курганской, Оренбургской и Челябинской областей - "Ъ"). "Однако мы в отличие от "Урал-Транстелекома" пока не имеем опыта в обслуживании физических лиц, и пока мы не построим сети зоновой связи - говорить об этом преждевременно", - пояснил начальник отдела маркетинга "Южурал-Транстелекома" Игорь Фетисов.

Представители крупнейшего оператора фиксированной связи в Уральском регионе ОАО "Уралсвязьинформ" воспринимают заявления об активизации "Урал-Транстелекома" спокойно. "Мы обслуживаем 3,7 млн абонентов местной телефонии, объем инвестиций в развитие нашей сети составил около $1 млрд, если "Урал-Транстелеком" готов вложить аналогичные средства в свое развитие, мы можем это только приветствовать", - отметил пресс-секретарь гендиректора ОАО "Уралсвязьинформ" Валерий Костарев.

Как говорят отраслевые эксперты, выход "Урал-Транстелекома" на массовый рынок конечных пользователей не случаен. "У компании есть хорошее преимущество - широкая магистральная сеть (на основе железнодорожной инфраструктуры - "Ъ"), если она будет строить зоновые сети, получать лицензии на другие виды связи, то постепенно может из ведомственного оператора превратиться в полноценного игрока на телекоммуникационном рынке", - считает аналитик ИГ "Атон" Надежда Голубева.