Стас ЛАНГЕР, Зеркало Недели
06.08.2007

Как и прогнозировало "ЗН", из Национальной комиссии регулирования связи Украины (НКРС) уходят недовольные. 23 июля c.г. заявление об отставке по собственному желанию написал на имя президента Украины Александр Скляров. По мнению экспертов, таким образом он пытается подвигнуть главу государства дать отпор Кабинету министров, фактически курирующему сегодня отраслевой регулирующий орган. Самому президенту сегодня не до отрасли связи. Однако если в драку за комиссию втянется его офис, то телекоммуникационному рынку Украины мало не покажется...

Уход Александра Склярова сопровождался несколькими знаковыми заявлениями. Свое увольнение он мотивировал нежеланием "принимать участие в деятельности дискредитированного состава НКРС" и "несогласием с рядом решений НКРС и отдельными ее должностным лицами". По мнению заместителя директора Института информационного общества Ярослава Павловского, Скляров создает себе "репутацию, чтобы получить место в следующем составе комиссии, который будет сформирован после выборов". Отметим: так рынок плавно подводят к мысли, что после выборов состав НКРС обязательно сменится...

Кроме Александра Склярова и ранее уволенного Сергея Апасова, недовольство работой НКРС открыто выражали еще два ее члена - Людмила Ежова и Петр Семерей. Можно спрогнозировать, что они тоже скоро покинут комиссию: рычагов для влияния на ее деятельность у них фактически не осталось. Другой вопрос - сделают ли они это, подав заявления об отставке в секретариат президента, или их уволит Кабмин.

Напомним, что по-прежнему имеет место законодательная коллизия, согласно которой по ст.20 Закона Украины "О телекоммуникациях" председателя и членов НКРС назначает президент, а по ст.23 Закона Украины "О Кабинете министров" руководителей коллегиальных органов исполнительной власти, к которым относится НКРС, назначает Кабмин. Де-юре второй закон имеет приоритет. В его переходных положениях записано, что ранее принятые нормативные акты должны быть приведены в соответствие с его нормами. Этого, однако, не сделали. Проектом закона "О внесении изменений в Закон Украины "О телекоммуникациях" № 3481, поданным 19 апреля с.г. депутатом-социалистом Евгением Филиндашем, новый порядок назначения НКРС Кабмином предусмотрен. Дело за малым: Верховная Рада, которая должна принять этот законопроект, заработает не раньше середины осени, и будет ли в ее составе автор законопроекта - большой вопрос.

Сложившаяся ситуация демонстрирует несовершенство конституционной реформы, заложником которой оказался орган регулирования в телекоммуникационной отрасли. Логично было бы прописать основы независимости регулирующих органов и их равноудаленности от различных ветвей власти в самой Конституции - по примеру Нацсовета по телевидению и радиовещанию и Антимонопольного комитета. Однако конституционная реформа - дело еще более далекого будущего...

В настоящем же, а именно - 25 июля, своим распоряжением №971 Кабмин утвердил новое "Положение о Национальной комиссии регулирования связи", согласно которому председатель и члены НКРС назначаются Кабмином и по представлению премьер-министра. Реакции секретариата президента пока не последовало. Но если глава государства решит отстаивать свое право назначать членов НКРС, это будет означать начало очередного витка противостояния между секретариатом и Кабмином. Нужно ли это президенту в контексте достигнутых хрупких договоренностей с Партией регионов о досрочных парламентских выборах? Вряд ли.

Впрочем, если эти договоренности разрушатся по какой-то другой причине, то у главы государства развяжутся руки и в кадровом вопросе. А на рынке в который раз возникнут вопросы относительно легитимности решений по лицензиям и нормативным актам, принятых комиссией за последние четыре месяца (в период руководства назначенного Кабмином Владимира Зверева).

Тем не менее в конце июня уволенный распоряжением Кабмина от 12 мая экс-член НКРС Сергей Апасов подал в Дарницкий районный суд столицы иск о признании незаконными распоряжения Кабмина и приказа председателя НКРС, которыми он был уволен. Он мотивирует свои требования именно тем, что его назначил президент, а значит, только президент имел право его увольнять. Ранее ряд союзников Апасова - депутат-социалист Сергей Чукмасов и уже упомянутый Ярослав Павловский - выражали уверенность в непоколебимых правовых позициях экс-комиссара. Заседание суда по рассмотрению иска состоялось 1 августа. Можно смело прогнозировать, что решение по этому делу будет принято не раньше, чем осенью будет назначено новое правительство и политическая обстановка в стране "устаканится".

С уходом Апасова и Склярова одна из самых активных телекоммуникационных лоббистских группировок, связанная с Сергеем Чукмасовым, днепропетровским бизнесменом Вадимом Шульманом, а также компаниями "Телесистемы Украины" и "Неофон", теряет почти все рычаги влияния на отрасль. Поскольку надежды на судебное восстановление Апасова в комиссии в ближайшей перспективе мало, да и вряд ли это восстановление вернет возможность влиять на рыночную ситуацию, группе остается лишь всячески продвигать полную смену состава НКРС. И секретариат президента воспринимается как лучшее орудие для этого.

Кроме "хрупких политических договоренностей", о которых мы уже упоминали, и того факта, что президенту сейчас откровенно не до НКРС и "телекома", есть еще одно препятствие на пути превращения СП в такое орудие. В президентском лагере нет бизнесменов и политиков, имеющих активные интересы в отрасли. Нет, формально такие люди есть. Например, экс-министр транспорта и связи, а ныне заместитель главы секретариата Виктор Бондарь, занимавший когда-то должность в известном телекоммуникационном инвесторе - компании "Сигма-Блейзер" и приложивший немало усилий, чтобы создание интернет-сайтов всех органов госвласти было поручено "сигмовской" компании "Софтлайн". Или депутат-нашеукраинец Станислав Довгий, некогда "хозяин" всей отрасли связи страны. Но в лоббировании каких-либо важных для рынка решений в последнее время никто из них не замечен. Поэтому президентскую команду сложно экономически мотивировать на "битву за НКРС". А на мотивы политические надежда слабая.

Однако в своем письме президенту, направленном в конце июля, Сергей Апасов отмечает, что был назначен на должность именно главой государства, а уволен Кабмином. И проводит прямую параллель с "неудачной попыткой рейдерского формирования конституционного большинства в Верховной Раде". Кроме этого, уволенный комиссионер напоминает президенту о творящихся в НКРС беззакониях. И просит поручить СБУ "сделать невозможным угрозу национальной безопасности государства".

Двумя месяцами ранее Апасов и его коллеги уже просили президента поручить Генпрокуратуре проверить ряд фактов, на которые указали в своем письме. Речь шла о препятствовании деятельности Концерна РРТ и "Укртелекома" путем невыдачи лицензий, нарушениях при выдаче лицензий и подписании документов от имени НКРС без ведома ее членов, несправедливом распределении частотного ресурса, искусственном сдерживании внедрения технологий связи третьего поколения, использовании финансовых ресурсов Центра радиочастот в интересах отдельных членов комиссии, использовании членами НКРС в своих интересах правоохранительных органов и даже в снижении поступлений в госбюджет от НКРС.

Секретариат президента соответствующие поручения дал. В течение июля в НКРС прошли проверки СБУ и Генпрокуратуры. Председателя комиссии не раз вызывали на ковер в секретариат и другие органы. Но ни одна из проверок не обнаружила фактов, которые потянули бы на уголовные дела или другие оргвыводы, что отражено в соответствующих актах.

Например, выяснилось, что Концерну РРТ и "Укртелекому" были выданы в общей сложности более ста лицензий на использование радиочастот для радиорелейных линий, а тот десяток заявок, по которому комиссия вынесла решения об отказах, невозможно удовлетворить технически. Поступления от НКРС в госбюджет упали лишь по одной из статей - выдаче лицензий на виды деятельности, но по совокупности статей, в частности за счет роста платы за использование РЧР, выросли. Над возможностью выдачи лицензий на связь третьего поколения комиссия работает (о подготовке положения о внебюджетном финансировании конверсии частот для 3G "ЗН" уже писало), и уже до конца года операторы смогут их получить. И так далее.

Правда, деятельность комиссии, особенно ее аппарата, эти проверки значительно осложнили. В результате председатель НКРС Владимир Зверев, неоднократно дававший за последние два месяца объяснения по многочисленным пунктам обвинений, человек на редкость для современных управленческих реалий уравновешенный, в конце июля обратился к премьер-министру с письмом, в котором потребовал "решить кадровые вопросы относительно Склярова А.И., Семерея П.И. и Ежовой Л.М.". В письме говорится, что эти члены комиссии "не прекращают действий, направленных на дестабилизацию работы НКРС и ее аппарата", и "осознанно вводят в заблуждение высшее должностное лицо государства - президента".

Итак, на сегодня мы имеем следующий расклад сил в отношениях между государством и телекоммуникационным рынком.

Национальная комиссия регулирования связи полностью интегрирована в исполнительную властную вертикаль и в значительной степени контролируется правительством. Таким образом, если политическая ситуация в стране позволит назначить стабильный Кабмин, последний назначит состав НКРС (кстати, в положении нигде не указан срок, на который это делается) и он будет проводить общую рыночную линию правительства в телекоммуникационной сфере. Для отрасли, уставшей от конфликтов и взаимных обвинений в регуляторе, это не самый худший вариант. Как уже писало "ЗН", до демократии в этом вопросе рынок, похоже, еще не дорос.

Президент и его секретариат на данный момент не имеют четких интересов на рынке связи и не готовы предложить ему собственную стратегию взаимодействия. Впрочем, все может измениться, если президент назначит на должность главы секретариата (либо кого-то из его заместителей) человека, имеющего более-менее оформленные интересы в сфере телекоммуникаций.

В парламенте имеется единственная лоббистская группировка в телекоммуникационной отрасли - во главе с Сергеем Чукмасовым и Виталием Чудновским. Правда, назвать выразительницей интересов всего телеком-рынка эту группу сложно. Другие депутаты, связанные с отраслью, - Станислав и Тарас Довгие, Евгений Зимин - в особой законотворческой активности в интересах фигурантов телеком-рынка не замечены. Проблема в другом. Рада продемонстрировала, что, по крайней мере, в сегодняшнем виде она не может служить инструментом эффективного законодательного влияния на экономику. Поэтому рынку парламентское лобби в сложившейся ситуации не особо и нужно.

Изменится ли ситуация после выборов? Поживем - увидим.