Ольга Кувшинова, Ведомости
09.01.2008

Всемирный банк исследовал, как развивающиеся страны воспринимают технологические новации. В начале 1900-х гг. нужно было 50 лет, чтобы новые технологии получили распространение в большинстве стран, а сейчас - только 16 лет. Но это во многом наверстывание упущенного. Последние технологические новинки в самых бедных странах распространяются почти вдвое медленнее, чем в самых богатых, а уже опробованные технологии (интернет, мобильная связь) - вчетверо быстрее.

Развивающиеся страны - еще и колоссальные рынки сбыта уже опробованных технологий. За 1999-2005 гг. в странах с наименьшим доходом пользователей интернета стало больше на 72% (в странах с высоким доходом - на 14%), но их пока более чем на порядок меньше по сравнению с богатыми странами: 44 человека против 527 на 1000 жителей. Число персональных компьютеров на 1000 жителей возросло на 25%, но всего до 11 (в странах с высоким доходом - рост на 12% до 579).

Развитые страны не заинтересованы в поставках развивающимся передовых технологий, говорит проректор Высшей школы экономики Андрей Яковлев. Эти рынки интересны им как база для массового производства уже опробованных новинок.

Импорт инвестиционных товаров в развивающиеся страны возрос с 1994 г. более чем на 80%. Благодаря технологизации импорта развивающиеся страны увеличили и экспорт технологических товаров - с 11% от общего объема экспорта в середине 1990-х гг. до 19% в 2004 г. В китайском экспорте доля хайтека выросла с 3% до 11%.

Новые технологии на развивающиеся рынки несут иностранные инвесторы. В Бразилии на долю иностранных компаний приходится более 40% затрат на исследования и разработки, в Китае - порядка 25%, в Мексике - более 30%, а в Венгрии - более 60%. Транснациональные корпорации активно скупают компании в развивающихся странах: за 20 лет объем таких сделок вырос с $400 млн до $100 млрд. А развивающиеся страны стремятся открыть в развитых исследовательские центры. Пример - центры в Швеции, созданные китайскими Huawei Technologies и ZTE Corporation. Еще развивающиеся страны активно покупают лицензии на новинки, объем лицензионных платежей вырос с $7 млрд в 1999 г. до $22 млрд в 2006 г.

В России научные разработки на 60-70% финансируются государством, знает Яковлев. На многих развивающихся рынках существенную роль в повышении эффективности бизнеса играют не НИОКР, а управленческие инновации, говорит Яковлев. Международные компании в отличие от российских стадию реструктуризации управления уже прошли.

Основные затраты отечественных предприятий направляются не на инновации, а на поглощение и консолидацию, говорит советник главы АФК "Система" Владимир Рудашевский: "Рынок еще не исчерпан, норма прибыли высока". Интерес к инновациям проснется, когда компании станут конкурировать на мировом рынке, считает он.