Екатерина Назарова, Лариса Шалафаст, Ведомости
29.07.2008

Число пользователей сотовой связи в Самарской области на 1 июля 2008 г. достигло 4,4 млн человек. Это почти на 30% больше, чем население Самарской области.

ACM-Conuslting предоставила "Ведомостям" анализ отчетности работающих в Самарской области сотовых операторов за первое полугодие.

В Самарской области на 1 июля зарегистрировано 4,385 млн абонентов мобильной связи. По данным Самарастата, население Самарской области - 3,178 млн человек).

Лидер в Самарской области по количеству абонентов - "Мегафон-Поволжье" (ОАО "МСС-Поволжье") занимает 41% рынка (1,797 млн человек). У ОАО "Мобильные телесистемы" (МТС) и СМАРТС - по 23% (по 1,008 млн человек), у "Вымпелкома" - 13% (570 050 человек).

"Мегафон" в первом полугодии увеличил занимаемую долю рынка на 4%, МТС - на 2%, а СМАРТС потеряла 2%, говорит аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина. Доля "Вымпелкома" стала меньше на 4%. Это вызвано чисткой абонентской базы, объясняет Саяпина. Если в 2007 г. оператор удалял из базы абонентов, не пользующихся sim-картами более шести месяцев, то с 2008 г. под зачистку попали те, кто не пользуется услугами оператора более трех месяцев.

"Вымпелком" ввел понятие активной абонентской базы и перестал учитывать "мертвых" абонентов, рассказала менеджер по связям с общественностью "Вымпелкома" по Приволжскому региону Марина Матясова. Если бы подход к учету был единым у всех, можно предположить, что и существующая картина распределения долей рынка была бы несколько иной, считает она. Аналитик УК "Финам менеджмент" Анна Зайцева считает некорректным утверждение о потере доли "Вымпелкомом". "Доля рынка считается по sim-картам, - говорит она. - "Вымпелком" не учитывает "мертвых" абонентов, в то время как у других операторов они накапливаются. То есть "Вымпелком" мог увеличить свою клиентскую базу - просто статистика это не отражает".

Генеральный директор СМАРТС Андрей Гирев утверждает, что и его компания не теряла 2% абонентов, поскольку тоже только вычистила базу от "мертвых душ", не пользующихся услугами компании более трех месяцев.

Такую же схему учета абонентов применяет и "Мегафон", говорит аналитик iKS-Consulting Юлия Федорова. МТС, по ее словам, учитывает неактивных абонентов в течение шести месяцев.

Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая не смогла прокомментировать данные ACM-Consulting о доле рынка компании в области, сославшись на то, что численность абонентов по регионам (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) компания не раскрывает.

Уровень проникновения сотовой связи в Самарской области, по данным ACM-Consulting, достиг 135%, увеличившись с июля 2007 г. на 14 процентных пунктов. Выше этот показатель в Москве (171%), Санкт-Петербурге (153%), Тюменской (145%) и Мурманской (140%) областях. Этот показатель вызывает споры аналитков и участников рынка. По мнению Зайцевой, реальное проникновение мобильной связи в регионе не превышает 80%. Федорова считает, что реальный уровень ненамного выше 100%. А заместитель генерального директора по коммерческим вопросам "МСС-Поволжье" Алексей Тютин считает, что он превышает 145%.