Сергей Ермак, Эксперт-Урал
26.08.2009

Цифровое кабельное телевидение пострадало от кризиса существеннее аналогового. Однако в будущем среди потребителей в приоритете будет именно первое. Драйвером станет интернет, считает директор по развитию бизнеса компании "НКС-ЕвроАзия" Виталий Клементьев.

- Виталий Георгиевич, как повлиял кризис на два сегмента кабельного телевидения - аналоговое и цифровое, есть ли разница?

- Безусловно, есть. Оттока абонентов аналогового кабельного телевидения мы не наблюдаем и прогнозируем рост базы в 2009 году на уровне 7 - 9%. В сегменте цифрового телевидения небольшой отток есть, правда, он восполняется новыми подключениями. К концу 2009 года мы прирастим и эту абонентскую базу, но незначительно. Рынок платного цифрового ТВ в 2009 году кардинально отличается от рынка 2008 года. В прошлом году мы наблюдали бурный рост и взрывной интерес к цифре. В 2009-м кризис заставил людей более взвешенно и аккуратно подходить к покупкам. Клиенты хорошо восприняли принципы цифрового телевидения и научились четко формулировать свои пожелания к продукту. Ощутимое увеличение цифры, думаю, придется на 2010 -2011 годы.

- По какой причине происходят отказы от цифрового телевидения? Высока стоимость услуг?

- Это одна из причин, кризис все-таки сказался на развитии сегмента. В частности из-за девальвации рубля мы ощущаем значительный рост затрат на зарубежный контент: в общей структуре валютные платежи превышают 70%. Мы вынуждены незначительно, но повышать цены на существующий продукт. Надо сказать, что отток в том числе вызван ротацией абонента - переездами из города или в другой район города. Общее число абонентов, уходящих в отток в 2009 году, по отношению к 2008-му увеличилось незначительно.

- Некоторые эксперты замечают, что спутниковое телевидение становится серьезным конкурентом цифрового кабельного ТВ. Ощущаете давление того же "Триколора", который предлагает пакет в 60 каналов за 150 рублей? У вас те же 60 стоят 280 рублей.

- Со спутниковыми операторами мы конкурировали всегда. Но, во-первых, мы с ними работаем в разных сегментах: "Триколор" рассчитан на нижний, массовый сегмент, причем обычно это областные потребители, "НТВ+" - премиальный, а мы работаем со средним. Кроме того нужно смотреть не только на количество каналов, но и качество контента. А оно значительно отличается в зависимости от сектора, на которое ориентировано предложение. Своего покупателя мы уверенно находим. Во-вторых, установка цифрового КТВ в разы ниже стоимости подключения к спутниковому ТВ. При этом не нужно ставить тарелку, выполнять работы по ее монтажу. Цифровое КТВ выглядит привлекательнее простотой доступа.

- Сейчас все операторы в один голос говорят о пакетных предложениях. Вы не собираетесь, например, продавать ТВ и интернет в одном пакете?

- Пакетное предложение у нас существует с 2008 года, в ближайшее время мы планируем его усилить. Абоненты интернета - безусловные драйверы продаж цифрового КТВ. По психологическому портрету они очень похожи на абонентов цифры - активны и деятельны. Прирост абонентской базы по цифровому КТВ у нас во многом происходил именно за счет интернет-пользователей.