Интервью Игоря Лаптева, председателя Совета директоров Группы компаний "Информтехника"
CONNECT!
11.11.2004
Сегодня российским производителям приходится каждый день подтверждать, что российское - значит лучшее, надежное. Постепенно преодолевая недоверие потребителей к отечественной продукции, они доказали, что и в нашей стране можно производить аппаратуру мирового уровня, сумели потеснить на рынке самые именитые марки.
- Как трансформировалась за годы существования компания "Информтехника"?
- В 1991 году компания, опираясь на интеллектуальный и организационный потенциал специалистов оборонной промышленности, быстро прошла этап продаж и сервисного обслуживания оборудования признанных мировых лидеров и вывела на телекоммуникационный рынок свою, сначала аналоговую, а в середине 90-х годов - цифровую станцию под торговой маркой "МиниКом". Сегодня оборудование серии DX-500 востребовано в России, странах СНГ и дальнем Зарубежье. Параллельно шло освоение рынка систем транкинговой радиосвязи. В результате за несколько лет упорного труда компания вышла на полный производственный цикл: проектирование, изготовление, установка и обслуживание высокотехнологического телекоммуникационного оборудования. К примеру, сегодня из 16-ти российских железных дорог на 11-ти технологическую связь обеспечивает техника нашего производства; технологическая сеть "Связьтранснефти" на 80% построена на базе нашего оборудования, мы вышли на одно из первых мест по поставкам коммутаторов российским энергетикам. Кроме того, в последнее время успешно реализуем проекты в Латинской Америке, Индии, на Ближнем и Среднем Востоке.
- Когда было труднее работать - в начале 90-х или сейчас?
- Сейчас работать легче. Так или иначе, положение в стране постепенно стабилизируется. Появились "правила игры". Это дает возможность планировать работу, прогнозировать ее результаты.
- Многие отечественные производители строили свое теперешнее производство на интеллектуальной базе и площадях, оставшихся по наследству с советских времен. Компания "Информтехника" создавала свое производство "с нуля". Каковы плюсы и минусы такого подхода?
- Я считаю, нам было легче. Мы входили в новые экономические отношения, не имея груза проблем прошлых времен. Образно говоря, шли, как в "бой", не отягощенные обозами из простаивающих гигантских производственных площадей, не функционирующих строений и т. д.: только высокий научный и организационный потенциал. Не подражать, а создать принципиально новое, не плестись за лидерами, а стать с ними в один ряд. Вот задача, которую поставил перед собой коллектив единомышленников.
- Получилось?
- Получилось. И сегодняшнее интервью - доказательство этого.
- Считаете ли вы, что государство должно поддерживать отечественное производство?
- Да, это необходимо, мы не должны бояться говорить о лоббировании отечественного производителя. Китайские компании, например, которые сделали солидные "прыжки", совершили их только благодаря поддержке государства.
Есть и другие исторические примеры. Надо развивать отечественное производство, и государство должно поддерживать своего производителя созданием льготных условий, через финансирование, налогообложение, заказы. В этом, собственно, ничего нового нет, так делали и будут делать все уважающие себя страны.
- Вопросы безопасности, защиты информации. Насколько они актуальны сегодня?
- Как показывают последние события, по-прежнему, к сожалению, нет покоя в этом мире. В современных условиях вопросы информационной безопасности становятся особенно актуальными. Не стоит забывать, что, продавая свою технику, западные фирмы заинтересованы не только в получении прибыли, но и в приобретении других выгод.
Что касается профессиональной радиосвязи, то здесь особенно важно присутствие российского производителя, поскольку основными пользователями подобных систем наряду с промышленными объектами являются различные силовые и правоохранительные структуры, по каналам связи которых проходит конфиденциальная информация, отражающая политическую и экономическую обстановку в стране. Таким образом, на мой взгляд, только истинно российские разработки и производство могут дать гарантию информационной безопасности, которая должна быть построена концептуально грамотно и управляться из единого федерального центра.
- Сегодня к отечественным производителям предъявляются претензии в использовании зарубежной элементной базы...
- Политические и экономические потрясения начала 90-х подорвали рынок телекоммуникационного оборудования, что, в свою очередь, привело к резкому спаду разработок и производства электронных компонентов. Но, как нельзя обвинять врачей в том, что они спасают больного благодаря импортным лекарствам, так и нельзя винить производителей оборудования за использование импортной элементной базы. С другой стороны, схемотехнические решения и программное обеспечение - наши, и именно это является основным, принципиальным моментом.
- Судя по вашему ответу, вас не пугает вступление России в ВТО.
- Нет. Бесполезно бояться зимы, надо просто покупать шапку. Мировые процессы интеграции и ко-операции диктуют свои законы. Отсидеться за новым "железным занавесом" нам не удастся. Сейчас важен не примитивный лжепатриотизм, а грамотная и взвешенная научно-техническая политика, которая должна обеспечить реализацию потенциала России в области наукоемких разработок с использованием импортной элементной базы как сырья.
- Каков спектр выпускаемого сегодня оборудования?
- Должен отметить, что "Информтехника" имеет сертификат на соответствие качества производства требованиям международного стандарта ISO 9001. В спектр выпускаемой продукции входят коммутационные системы "МиниКом DX-500"; системы абонентского радиодоступа и микросотовой связи стандарта DECT "МиниКом-DECT"; цифровая аппаратура связи совещаний; интеллектуальные системы распределения вызовов; системы мониторинга и администрирования сетей связи. Одна из последних разработок компании - базовое оборудование стандарта TETRA - "МиниКом-TETRA".
- Осуществляете ли вы постпродажное обслуживание?
- Сопровождение есть, кроме того, существует система дистанционного мониторинга. Например, на нескольких железных дорогах круглосуточно мы видим всю сеть вплоть до отдельных элементов. Работает "горячая линия" обслуживания клиентов: всегда можно проконсультироваться, в любое время суток.
- Основное направление вашей деятельности - рынок ведомственной связи. Осуществляется ли внутри компании специализация по работе с отдельными отраслями? Как обеспечивается взаимодействие?
- По каждому направлению у нас работает группа менеджеров, которые хорошо знают ситуацию в том или ином ведомстве. По мере развития этих направлений создаются специализированные подразделения. Это позволяет нам лучше планировать работу с предприятиями ведомств, учитывать их специфику, быстро реагировать на запросы. Кроме того, приобретая продукцию нашей компании, заказчик имеет возможность пройти курс обучения работе с оборудованием, повысить свою квалификацию.
- Какие преимущества потребителю может дать отечественный производитель, и кто сегодня является вашим клиентом? В чем преимущества вашей продукции, позволяющие успешно побеждать в конкурентной борьбе?
- На мой взгляд, было бы непатриотично заботиться о конкретных преимуществах, которые получают потребители, нужно думать об экономике страны в целом. Ведь в нашем случае, во-первых, потребитель получает сложную телекоммуникационную технику, не приспособленную кем-то для местных условий, а специально созданную с учетом российских особенностей. Во-вторых, вся техническая документация изначально создается на русском языке. В-третьих, разработчиками этой техники являются российские инженеры, что в значительной мере ускоряет процесс создания тех функций и технических решений, которые необходимы именно этому заказчику. Мы способны быстрее реагировать на запросы наших потребителей. В-четвертых, мы создаем рабочие места и, как следствие, отчисляем налоги для нужд государства, а также предпосылки для развития высокотехнологичного производства. И наконец, мы сохраняем для России интеллектуальную элиту, что является базой для воспитания нового поколения высококвалифицированных инженеров и техников.
За всем этим стоит главная идея, которая культивируется в компании, - патриотизм. Даже в тот период, в 90-х, когда считалось, что отечественное производство "умирает", мы говорили: "Сможем!" и делали. Для всех нас: и производственников, и конструкторов, и коммерсантов, было крайне важно заставить уважать отечественную продукцию и нашу российскую компанию.
Один из традиционных заказчиков - Министерство путей сообщения - в последние годы активно ведет модернизацию своих сетей связи. Специально разработанная для российских железнодорожников система "МиниКом DX-500.ЖТ" установлена на Московской, Горьковской Свердловской, Северной, Северо-Кавказской и других железных дорогах России, обеспечивает потребителей услугами беспроводного доступа, передачи данных и видеоинформации.
Несомненно, и в будущем, в силу специфики построения наших сетей, МПС придется прибегать именно к нашим услугам. Отрадно, что все больше предприятий энергетического комплекса РАО ЕЭС выбирают отечественную продукцию, которая полностью соответствует требованиям энергетиков, как по цене, так и по функциональным возможностям. Продолжаются работы по модернизации сети связи ОАО "Газпром". Среди клиентов компании - и ОАО "Связьтранснефть": его ведомственная сеть связи также строится на оборудовании семейства "МиниКом". Сотни систем развернуто в МВД, МЧС, МО РФ, Минюсте.
Наши системы эксплуатируются операторами связи, ведомствами и предприятиями в различных регионах России. В последние годы компания плодотворно сотрудничает и с силовыми структурами. Осуществляется ряд интересных проектов в странах СНГ и дальнего зарубежья.
"Информтехника" - очень динамичная компания, способная чутко реагировать на запросы заказчиков и в короткие сроки создавать необходимые им продукты. В этом нам помогает доскональное знание рынка и особенностей российских и зарубежных сетей связи. Применение новейших технологий позволило, с одной стороны, значительно повысить надежность и качество связи, с другой - сохранить преемственность в части ее использования. А ведь это очень важно, поскольку не требует дополнительного времени и средств на переобучение персонала и не нарушает устоявшийся производственный ритм. В мире немало крупных компаний, производящих свою продукцию большими партиями. Таким фирмам не всегда легко адаптироваться к специфическим требованиям клиента. В отличие от них, "Информтехника" всегда демонстрировала разумный подход к каждому заказчику. Гибкое и грамотное сочетание заложенных при разработке технических и конструктивных решений позволяет обеспечить крупномасштабное производство, удовлетворяя при этом индивидуальные потребности заказчика при построении той или иной системы связи. Приоритет мнения заказчика является визитной карточкой нашей компании.
- Сколько человек работает сегодня у вас? Каков "среднестатистический" портрет сотрудника компании?
- У нас в штате около 300 человек, средний возраст - 35-40 лет. Ядро составляют инженеры, конструкторы, менеджеры, многие годы занимавшиеся проблемами связи и пришедшие из оборонных отраслей промышленности. Наши специалисты досконально знакомы с особенностями российских и зарубежных сетей связи, международными стандартами и рекомендациями. Это люди, обладающие отличной интуицией, стратегическим мышлением, умеющие быстро принимать оптимальные решения. На предприятии уже работают специалисты новой формации, не ожидающие когда "кто-то что-то даст" и примет за них решение. Они способны в рыночных условиях успешно конкурировать и решать самые сложные задачи. У нас работает много бывших военных. Они лучше организованны и лучше управляемы, дисциплинированны. Особенно их много в технической и сервисной службах. Их опыт незаменим при запусках систем в сложных условиях российской глубинки. Работаем мы и с молодежью, уже на этапе обучения в институте стараемся их подбирать, готовим смену.
- Несколько слов о себе. Сколько лет вы возглавляете компанию? Что вы можете отнести к своим достижениям?
- В этой должности я работаю около 5-ти лет. После окончания института работал в промышленности, затем служил в КГБ, ФСБ, налоговой полиции РФ, был заместителем министра налогов России. Опыт предыдущих лет помогает создавать современную, как сейчас говорят, "продвинутую" компанию, и этот процесс продолжается. В основе лежит выбор правильных целей, организация коллектива на выполнение задач. Одним из личных достижений считаю создание командного духа в коллективе.
Потому что, на мой взгляд, настроение в компании, порядок и дисциплина в первую очередь оказывают влияние на эффективность ее работы. И вы знаете, постепенно люди с другим менталитетом от нас ушли. Задача руководства заключается прежде всего в том, чтобы подобрать, организовать людей, поставить перед ними цель.
- И в заключение - несколько слов о ближайших планах.
- Как и в самом начале пути, наша цель - крепкое конкурентоспособное предприятие, которое может решать самые сложные технические и организационные проблемы. В ближайшем будущем мы нацелены на дальнейшее совершенствование нашей традиционной продукции, разработку и производство новых изделий для модернизации сетей проводной и беспроводной связи в интересах наших традиционных заказчиков. Одновременно с этим будем работать над комплексными решениями для крупных ведомственных объектов.