Новости / апрель 2011
ТТК хочет стоить больше

ТАТЬЯНА ЗОЛОТОВА
© ComNews
07.04.2011


07.04

"ТрансТелеКом" (ТТК) официально раскрыл показатели, которых компания, согласно новой стратегии, намерена добиться в течение пяти ближайших лет. К 2015 г. ТТК должен стоить 75,5 млрд руб.  и увеличить прибыль в пять раз, до 2,9 млрд руб. Достичь таких показателей оператор рассчитывает в основном за счет развития розничных услуг широкополосного доступа в Интернет.

Вчера ТТК объявил о начале реализации стратегии развития на 2011-2015 гг. По мнению представителей компании, планируемое удорожание до 75,5 млрд руб. поможет ей стать инвестиционно-привлекательной. Сейчас ТТК оценивает себя в 8-10 млрд руб.

Стоимость компании должен повысить, в том числе, розничный бизнес (услуги ШПД). Как пояснила в беседе с репортером ComNews руководитель департамента внешних связей и коммуникаций ТТК Татьяна Семенова, одно из основных направлений стратегии на ближайшие пять лет - развитие этого вида услуг. "В 2011-2015 гг. мы концентрируемся на активном развитии услуг ШПД для конечных пользователей в регионах России", - уточняет она. К 2015 г. доля розничного бизнеса в общей выручке должна увеличиться в 2,5 раза и достигнуть 36%. Сейчас у компании, по ее оценке, 5% этого рынка.

Из 31,7 млрд руб. инвестиций (70% - собственные средства, 30% - заемные) до 2015 г. на розницу будет направлено 20,2 млрд руб. Это, уверяют представители ТТК, обеспечит десятикратный рост абонентской базы оператора (сейчас у компании 190 тыс. клиентов). Между тем задача выхода на розничный рынок стоит перед ТТК еще с 2007 г. Тогда программа компании планировала за четыре года довести долю на рынке ШПД до 12%. В 2008-2010 гг. в развитие розничного ШПД она вложила всего 4 млрд руб., хотя изначально, в 2007 г., планировалось инвестировать в это направление $1,5 млрд.

За счет строительства городских сетей широкополосного доступа и сделок M&A к 2015 г. ТТК планирует подключить 2,3 млн домохозяйств и занять до 15% регионального рынка ШПД. "В новом для себя направлении, как ШПД для частных лиц, компании предстоит вступить в жесткую конкуренцию с "Мобильными ТелеСистемами" (МТС) и "ВымпелКомом", которые являются лидерами по сделкам M&A и по покрытию регионов данными услугами. К тому же и "МегаФон" планировал увеличить присутствие в этом сегменте", - говорит генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.

На сделки M&A ТТК готов направить более 4 млрд руб. из запланированных 20,2 млрд руб. на розничный рынок. "Компании, которые мы рассматриваем к приобретению, должны быть лидерами на своих рынках со стабильной абонентской базой и с качественно построенными сетями. Пока конкретных сроков по покупкам нет, мы присматриваемся и выбираем объекты", - отмечает Татьяна Семенова.

Между тем интересных активов для поглощений на рынке все меньше. "Строительство сетей может экономически более оправдано, но как минимум на год или более увеличивает срок начала комплексного предоставления услуг. Поэтому, если планы компании и удастся выполнить, то только при очень плодотворной работе и значительных инвестициях", - рассуждает Кусков.

Доля магистральных услуг связи ТТК в 2015 г. составит 44%. По данным Frost & Sullivan, по итогам 2010 г. ТТК занимала 31% магистрального рынка (аренда каналов и IP-транзит). Пятую часть выручки, ожидает ТТК, принесут доходы от услуг по строительству, интеграции и эксплуатации сети.

Магистральный бизнес в ближайшие пять лет потребует 11,5 млрд инвестиций от общих вложений (31,7 млрд руб.). Компания эксплуатирует сеть (арендованную у ее акционера - РЖД) протяженностью 53 тыс. км и является одним из крупнейших магистральных операторов в РФ. После объединения с МРК "Ростелеком" владеет магистралью протяженностью около 500 тыс. км. Протяженность волоконно-оптических линий связи (в том числе, магистральной сети) по группе МТС составляет более 100 тыс. км. "Мы рассчитываем передавать по собственным каналам около 90% своего трафика, экономия затрат за счет обеспечения собственных потребностей в передаче трафика должна составить примерно $20-30 млн в год", - сказала репортеру ComNews пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко. В перспективе МТС планирует увеличить долю на рынке магистральных каналов и IP-транзита до 20%, из которых 10% придется на внутреннее потребление.

В результате реализации стратегии к 2015 г. ТТК обещает в три раза увеличить EBITDA - до 10,9 млрд руб., маржинальность по EBITDA должна достигнуть 25%. Выручка в 2015 г. увеличится до 43 млрд руб., при этом среднегодовой прирост выручки составит 10%. Чистая прибыль, согласно планам, возрастет в пять раз и достигнет 2,9 млрд руб.

Финансовых итогов 2010 г. оператор еще не подводил, поэтому пока можно сравнивать планы с реальностью 2009 г. Так, консолидированная чистая прибыль ГК ТТК по международным стандартам финансовой отчетности по сравнению с 2008 г. упала в два раза - до 936 млн руб. Тогда, в 2009 г., ТТК также зафиксировал снижение основных финансовых показателей - консолидированный доход ГК составил 24,67 млрд руб. против 27,5 млрд руб. годом ранее, показатель EBITDA компании превысил 3,3 млрд руб. Выручка в I полугодии 2010 г. составила 11,4 млрд руб., операционная прибыль - 1,3 млрд руб.

"Общая динамика финансовых показателей до 2015 г. обусловлена активным развитием услуг для конечных пользователей на региональном рынке ШПД в Интернет", - говорит пресс-служба ТТК.

"Ключевой принцип стратегии 2011-2015 гг. - предельно эффективное использование технологического и ресурсного потенциала ТТК для развития перспективных направлений бизнеса и повышения стоимости оператора, - прокомментировал принятую стратегию на ближайшую пятилетку президент ЗАО "Компания ТрансТелеКом" Артем Кудрявцев. - К 2015 г. мы планируем сделать ТТК единой вертикально-интегрированной компанией, входящей в ТОП-5 ведущих телекоммуникационных операторов и предоставляющей полный комплекс услуг связи для конечных потребителей".

О том, что совет директоров ТТК утвердил новую стратегию развития на 2011-2015 гг., на разработку которой ушло около полугода, ComNews сообщил в конце января 2011 г. Тогда подробности стратегии не раскрывались. В середине марта документ одобрил совет директоров РЖД.

Первым этапом на пути реализации стратегии стало внедрение новой организационной структуры. Компания сокращает число вице-президентов с 19 до 9 человек, а количество департаментов - с 31 до 27. В рамках формирования новой структуры в ТТК появляются три самостоятельных бизнес-блока: "Магистраль" (продажи крупным корпоративным клиентам и операторам связи), "Доступ" (развитие услуг для частных клиентов), "Системная интеграция и строительство" (проекты по созданию объектов связи для крупных заказчиков и госструктур). Отдельно выделяются кадровая, финансовая, юридическая и другие службы - бэк-офис.

Также до конца 2012 г. компания перейдет на трехуровневую филиальную структуру: центр (федеральный уровень), макрорегионы (региональный уровень) и филиалы (городские клиенты), а региональные активы будут объединены в единую компанию. Такие структурные изменения ТТК необходимы - в некоторых регионах компанию представляют несколько структур, как в Петербурге, например (см. новость ComNews от 15 февраля 2011. г.).