НАТАЛИЯ ВЕДЕНЕЕВА
© ComNews
08.07.2011

"Почта России" сняла с себя ответственность за задержку доставки международных отправлений со следующего понедельника, 11 июля. Вину за возможные срывы почтовый оператор возлагает на Федеральную таможенную службу (ФТС), которая вводит новые правила обработки поступающих из-за рубежа писем, посылок и мелких пакетов. Теперь "Почта" вынуждена направлять на временное хранение все поступающие из-за рубежа отправления, что на полгода увеличит максимальный срок доставки.

11 июля 2011 г. вступает в силу приказ ФСТ №715 "Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах".

Как пояснила репортеру ComNews пресс-служба "Почты России", новый приказ утверждает необходимость помещения международных почтовых отправлений на временное хранение, тогда как ранее они поступали сразу на обработку. "Если при поступлении из-за рубежа в течение трех часов международные почтовые отправления не были поданы таможенным органам для декларирования, то они должны направляться на временное хранение, срок которого может составлять до шести месяцев, - уточнила пресс-служба "Почты". - При этом объем операций, который должна проделать "Почта России", чтобы соблюсти все предъявляемые приказом требования, при существующих инфраструктурных мощностях федерального почтового оператора требует по времени от 12 до 24 часов в зависимости от вида отправлений. То есть фактически "Почта России" будет вынуждена направлять на временное хранение все поступающие из-за рубежа отправления".

Представитель пресс-службы "Почты России" также отметил, что о выходе приказа оператор не был уведомлен заранее. "Для принятия каких-либо действий предприятию был дан только месяц (с момента опубликования приказа до вступления его в силу). Расширение инфраструктурных мощностей - это вопрос времени и согласования с заинтересованными органами. За 30 дней решить этот вопрос физически невозможно", - заявила "Почта России".

Получить комментарии ФТС вчера не удалось.

Вопрос сбоев в доставке из-за рубежа является для "Почты" критичным. Как ранее сообщал ComNews, в начале 2010 г. из-за увеличения сроков доставки некоторые иностранные интернет-магазины отказались оформлять заказы российским покупателям. Тогда "Почта России" обменивалась взаимными обвинениями все с той же ФТС. Обе стороны решали проблему с помощью увеличения штата, мест международного почтового обмена (ММПО), а также времени их работы (см.новость ComNews от 23 июня 2011 г.). Глава ФГУП "Почта России" Александр Киселев обещал, что таких срывов по срокам доставки отправлений, как в конце 2009 г. - начале 2010 г., больше не повторится. 

После этого скандала, в частности, решено открыть дополнительные ММПО, доведя их число с 12 до 24. В настоящее время "Почтой России" по соглашению с Федеральной таможенной службой оборудовано 26 ММПО. Тем не менее, в конце июня "Почта России" решила еще увеличивать число мест международного почтового обмена, прогнозируя их нехватку к концу 2011 г. (см. новость ComNews от 23 июня 2011 г.).

Совсем недавно "Почта России" заключила соглашения с крупнейшими интернет-магазинами США, Китая и других стран о сокращении срока доставки посылок в Россию и совершенствовании системы возврата товаров. Кроме того, "Почта" договорилась с онлайн-магазином Ozon.ru об эксклюзивной доставке товаров (см. новость ComNews от 27 июня 2011 г.).

По данным "Почты России", в 2010 г. в Россию из-за рубежа поступило 1,3 млн посылок, 28,1 млн единиц письменной корреспонденции (в том числе мелких пакетов), 850 тыс. экспресс-отправлений EMS.

"Требования ФТС в силу объективных факторов способно привести к сокращению валового объема перевозимых "Почтой России" грузов и, как следствие, негативно скажется на финансовых показателях компании, - указывает аналитик УК "Финам Менеджмент" Анна Зайцева. - По ориентировочным оценкам, доля международных отправлений в общей (товарной) структуре отправлений "Почты России" может достигать 25-30%, при этом основную долю из этого объема формируют входящие отправки. В денежном выражении трансграничные доставки могут приносить компании более 30 млрд руб.".

При этом альтернативные почтовые операторы не пострадают от ноу-хау ФТС.
"В связи с принятием приказа ФТС №715 процедура обработки экспресс-грузов на складах временного хранения, действующая в компании DHL Express, принципиально не меняется (по сравнению с предыдущим приказом ФТС №958), - пояснил ComNews директор по операционной деятельности DHL Express в России Юрий Шевченко. - Поэтому вступление приказа в силу на сроки доставки грузов клиентам компании также не повлияет. Кроме этого, необходимо отметить, что DHL Express работает в сегменте срочных грузоперевозок по принципу "от двери до двери", не имеет почтовой лицензии и не оказывает почтовых услуг".
 
"Компания TNT Express являетcя экспресс-перевозчиком, а не почтовым оператором, поэтому данное нововведение ничего не изменит в ее деятельности", - сообщила ComNews пресс-служба TNT Express.

"У "Почты России" с доставкой любых отправлений последние годы наблюдаются большие проблемы, - говорит руководитель агентства TelecomDaily Денис Кусков. - Даже пересылка между двумя столицами может занимать более одной недели. Что касается новых правил прохождения таможни, то, считаю, что это плохая организация процесса в таможенной службе, которая также не улучшит и без того не лучшую ситуацию с пересылкой отправлений". В любом случае, "Почта России" должна предпринимать шаги к разрешению этой ситуации, чтобы минимизировать сроки доставки до адресата".

Таким образом, ситуация с зарубежными отправлениями находится в подвешенном состоянии. Пока дополнительные резервные мощности для доставки отправлений и только по Москве с 28 июля вводит филиал оператора - "EMS Russian Post".

Досье ComNews

В 2009 г. чистая прибыль "Почты России" составила 306 млн руб., в 2010-м - 483 млн руб. Текущий год "Почта" также намерена завершить с положительной динамикой роста. Оборот, по планам менеджмента, должен возрасти с 105,3 млрд руб. до примерно 118 млрд руб.