НАТАЛИЯ ВЕДЕНЕЕВА
© ComNews
29.07.2011

Во II квартале 2011 г. финансовый оборот сервиса "QIWI Кошелек" превысил 14 млрд руб., что почти в три раза больше прошлогоднего аналогичного показателя. Размер среднего платежа увеличился на 80%, приблизившись к 600 руб. Общее число интернет-магазинов - партнеров сервиса выросло с 900 до 2 тыс. Впрочем, "QIWI Кошелек" по-прежнему уступает по популярности платежным сервисам "Яндекс.Деньги" и WebMoney.

По данным пресс-службы "QIWI Кошелек", наибольший рост оборота продемонстрировали денежные переводы: +1 515% (более 650 млн руб.). На втором месте - переводы средств из кошелька в кошелек: рост составил 842% (более 500 млн руб.) Третье место заняли онлайн-покупки: +438% (более 2 млрд руб.). Общее число активных пользователей "QIWI Кошелька" составляет около 6 млн чел.

"По-прежнему популярна оплата авиа- и железнодорожных билетов, коммунальных услуг, кредитов, штрафов и пошлин. Что касается платежных интерфейсов, то пользователи предпочитают сайт, тогда как среди мобильных приложений самым быстрорастущим оказался "QIWI Кошелек" для Android, за ним следует приложение для iPhone", - рассказала пресс-служба "QIWI Кошелька".

Весной этого года один из крупнейших игроков рынка приема платежей, компания "Новоплат", объявил о запуске "Личного кабинета" для пользователей платежных терминалов. Планировалось, что "Личный кабинет" как раз станет аналогом "QIWI Кошелька" (см. новость ComNews от 29 марта 2011 г.).

"Ежемесячный рост пополнений составляет 50 %", - рассказала ComNews о первых результатах работы руководитель отдела по связям с общественностью "Новоплата" Анастасия Полетова. По ее мнению, показатели "QIWI Кошелька" отражают общую тенденцию рынка электронных платежных систем. "В 2010 г. рост рынка электронных платежей составил около 80%, а количество активных клиентов увеличилось на 50%. 2011 г. в этом отношении будет еще более плодотворным для электронных платежных систем. Запланированный рост может составить 100-120% относительно 2010 г. То есть статистика упорно доказывает, что, несмотря на "костную" структуру российских плательщиков услуг, привыкших к наличным, электронные платежи в ближайшем будущем станут основными", - отмечает Анастасия Полетова.

"Мы не видим сколь-нибудь существенного влияния "QIWI Кошелька" на наш бизнес, как это, например, происходит с банковскими платежами, доля которых за последний год удвоилась, - сообщила в беседе с репортером ComNews пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева. - Сейчас стремительно растет доля платежей пластиковыми картами в банкоматах и удаленных платежей через Интернет. Кроме того, абоненты "Билайна" имеют возможность проводить платежи через нашу недавно запущенную платежную систему RuRu". ОАО "ВымпелКом"  ("Билайн") и Альфа-Банк месяц назад создали универсальную платежную систему RuRu. (см. новость ComNews от 23 июня 2011 г.).

Ряд экспертов в принципе считает, что офлайновые платежные терминалы пока все равно популярней электронных денег. Говоря же о системах электронных денег, самой популярной, по данным исследовательской компании TNS, среди москвичей является "Яндекс.Деньги", на втором месте - WebMoney, а "QIWI Кошелек" идет третьим (см. новость ComNews от 25 апреля 2011 г.).

"Яндкс.Деньги" не раскрывают обороты бизнеса, сообщая лишь, что каждый день в системе открывается более 8 тыс. новых счетов. "К началу 2011 г. в "Яндекс.Деньгах" было зарегистрировано более 8 млн электронных кошельков, - отметила менеджер по связям с общественностью "Яндекса" Надежда Куприна. - Ежедневно в системе проводится более 80 тыс. платежей за различные товары и услуги. Оплату "Яндекс.Деньгами" принимают более 3 тыс. интернет-магазинов.

Комментарии от WebMoney получить не удалось.

"Основным драйвером роста ключевых показателей выступает, прежде всего, максимально благоприятная конъюнктура - небанковский процессинг в России на фоне сравнительно невысокого объема внутренних безналичных платежей развивается очень высокими темпами", - рассуждает аналитик ИК "Финам" Татьяна Земцова. По ее словам, объем российского небанковского процессинга составил по итогам 2010 г. около $24-25 млрд. Из них около 10-15% - транзакции в Интернете. "При этом примерно 75-80% от общего объема платежей - это транзакции в пользу мобильных операторов (оплата услуг связи и дополнительных сервисов) и, по нашим оценкам, максимум только четверть рынка приходится на оплату других товаров и услуг, - добавляет Татьяна Земцова. - Мы полагаем, что развитие этого сектора на фоне сохраняющегося дефицита традиционной финансовой инфраструктуры, а также в результате взрывного роста рынка дистанционной торговли потребительскими товарами и услугами, в перспективе будет продолжаться достаточно высокими темпами".