ДАРЬЯ ЛЮТЦАУ
© ComNews
03.08.2011

Как стало известно ComNews, второй по величине российский сотовый ритейлер "Связной" готовится запустить в конце года услугу IPTV под собственным брендом.

Об этом репортеру ComNews рассказал вице-президент "Связного" Майкл Тач в кулуарах вчерашней пресс-конференции компании. "Мы пока не разглашаем детали проекта, но в общем система будет функционировать по схеме, близкой к Apple TV, - поделился он. - "Связной" планирует закупить у одного из крупнейших вендоров приставки-декодеры и под собственным брендом предоставлять услуги интернет-телевидения без привязки к какому-либо из существующих операторов. Для подключения потребуется лишь set-top-box "Связного" и интернет-подключение". На вопросы относительно контента и сроков запуска проекта в компании не ответили, заявив, что ближе к IV кварталу "Связной" подробно анонсирует проект.

Проект IPTV можно расценивать как часть концепции, озвученной вчера генеральным директором "Связного" Дмитрием Людковским. "Мы сейчас активно переходим из офлайна в онлайн", - подчеркнул он, отметив, что "Связной" развивает онлайн-сервисы и видит в них будущее компании. "Основная задача "Связного" - наращивание торговли в Интернете и развитие легких финансовых и платежных услуг", - заявил он. Это подтверждает и предварительная финансовая отчетность ритейлера за первое полугодие 2011 г., в которой зафиксировано, что валовая маржа за услуги достигла 39% (в первом полугодии 2010 г. она составляла 24%). Выручка за первое полугодие составила 29,3 млрд руб., показав прирост в 46% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

"Рынок платного телевидения уже достаточно конкурентен, на нем работают ведущие операторы и вещатели, - рассуждает президент ГК "Акадо" Денис Лобанов. - Выход ритейлера на рынок цифрового телевидения выглядит неоднозначным. Ведь IPTV лишь одна из технологий доставки ТВ-контента, и ставка только на эту технологию сужает сам сегмент продажи таких устройств. Сегодняшние лидеры рынка - это кабельные операторы с HFC-сетью и спутниковые операторы".

"Схема, по которой планирует пойти "Связной", не нова, однако по-настоящему признанных успешными бизнес-моделей с использованием технологии OTT пока нет. "Связному" придется серьезно потратиться как на оплату услуг инфраструктуры, поскольку собственной у него нет, так и на оплату контента, в то время как все ведущие игроки уже договорились с действующими мейджорами", - рассуждает пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева.

"Схема, подобная Apple TV, - новая для российского рынка, поэтому дать оценку ее эффективности сложно. Такие сервисы успешно существуют в странах с высоким уровнем культуры соблюдения авторского права на контент. В условиях российского рынка, где, с одной стороны, имеет место высокий уровень предложения со стороны операторов цифрового телевидения, а с другой - масса альтернатив в виде платных онлайн-сервисов просмотра видео, "Связному" со своей новинкой будет трудно конкурировать. Психологическим барьером для потенциальных абонентов будет необходимость покупать еще одно устройство для получения данной услуги от "Связного", - считает начальник отдела аналитики и развития продуктов ОАО "Национальные кабельные сети" (НКС) Татьяна Пашкова.

Опрошенные ComNews эксперты отмечают, что решение запустить IPTV может быть связано с заявленным компанией выходом на IPO. Во вторник руководители "Связного" рассказали, что в качестве основной площадки для торгов рассматривают Лондонскую биржу (LSE). Примерные сроки IPO - апрель-май либо октябрь 2012 г., но в компании отметили, что пока не выбрали банк, представляющий ее интересы. По словам Дмитрия Людковского, акции будет размещать акционер холдинговой компании Svyaznoy NV - компания Trellas, которая готова продать до 40% ритейлера. На данный момент почти 100% "Связного" владеет основатель компании Максим Ноготков. Предварительная оценка 100% компании инвестиционными банками - $1,8-2,6 млрд.

Как заявляют эксперты, "Связной", скорее всего, идет на новый проект, чтобы повысить свою стоимость перед IPO. "Компании важно продемонстрировать банковскому сообществу и инвесторам, что ее бизнес является растущим и имеет потенциал. У нее развита дистрибьюторская сеть и платежная система, поэтому такой проект, который не требует особых затрат и формально может быть успешным, создает позитивный образ компании", - резюмирует один из участников рынка.