ДАРЬЯ ЛЮТЦАУ
© ComNews
12.08.2011

"МегаФон" отверг претензии Союза потребителей России о нарушении прав абонентов в ходе июльской утечки SMS-сообщений в поисковый кэш "Яндекса". Вчера на предварительном слушании иска от Союза в Замоскворецком суде компания предложила урегулировать ситуацию в несудебном порядке. Союз потребителей по-прежнему требует компенсации. Следующее слушание дела состоится 5 сентября.

В ходе предварительных слушаний по иску представители ОАО "МегаФон" заявили, что не признают заявление о противоправных действиях, и просили его отклонить. По сообщениям информагентств, проверка по факту утечки SMS продолжается до сих пор, а также ведется внутрикорпоративное расследование. Виновники происшедшего еще не найдены.

"Инцидент с утечкой SMS-сообщений коснулся небольшого количества сообщений, отправленных с сайта компании, и не имеет отношения к SMS-сообщениям, которые отправлялись с мобильных устройств. Тем не менее, мы относимся к проблеме защиты потребителей очень серьезно. Уже менее чем через сутки, с 19 июля, компания "МегаФон" приступила к реализации программы поддержки клиентов, которые могли пострадать в результате этой ситуации, - предоставила возможность смены номера, бонусные минуты и сообщения, - сообщил ComNews директор по связям с общественностью "МегаФона" Петр Лидов. - Кроме этого, была приостановлена работа сервиса по отправке SMS-сообщений с нашего сайта, установлены дополнительные системы защиты данных на этом сайте, проводится детальное внутреннее расследование причин возникновения технического сбоя".  

"Наши действия продиктованы пониманием того, что для наших клиентов ситуация, возникшая в результате технического сбоя, может создать проблемы. На фоне происшедших в последнее время утечек данных с разнообразных сайтов мы считаем, что вопрос безопасности личных данных пользователей в Рунете заслуживает серьезного внимания всех участников этого рынка", - подчеркнул Петр Лидов после слушания.

Союз потребителей России считает, что сотовой оператор допустил публикацию конфиденциальной информации, а это нарушение права абонентов на неприкосновенность частной жизни и тайну сообщений.

Председатель Союза потребителей Петр Шелищ в беседе с ComNews прокомментировал ситуацию так: "К сожалению, "МегаФон" отклоняет наше заявление, несмотря на факт утечки. Иск, в первую очередь, направлен в защиту неопределенного круга лиц, против которых было совершено противоправное действие, и материальных претензий у нас к "МегаФону" нет. В случае положительного решения суда по иску Союз потребителей требует, чтобы оператор опубликовал эту информацию в СМИ". На вопрос репортера ComNews, как Петр Шелищ оценивает шансы Союза на победу в судебном разбирательстве, он ответил, что "шансов на неудовлетворительное решение суда, мы считаем, нет".

SMS-сообщения, оправленные с сайта сотового оператора "МегаФон", попали в кэш поисковой системы "Яндекс" 18 июля. Пользователи поисковика, введя определенный запрос, могли прочитать не только полный текст около 8 тыс. сообщений, но и узнать номера адресатов. Инцидент привлек внимание Роскомнадзора, Госдумы и Следственного комитета РФ: чиновники требуют объяснить утечку SMS. Соответствующую проверку проводит Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), кроме того, глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин дал поручение провести доследственную проверку по факту утечки SMS-сообщений, отправленных с сайта "МегаФона".