ТАТЬЯНА ЗОЛОТОВА
© ComNews
13.09.2011

Группа компаний Qiwi расширяет партнерскую сеть коллекторских агентств, чтобы должники, взятые на баланс коллекторов, выплачивали долги через ее платежные терминалы. Пока компания сотрудничает с тремя коллекторами. Конкуренты убеждены, что услуга не принесет существенного роста бизнесу Qiwi.

Как сообщила репортеру ComNews PR-директор Qiwi Александра Высочкина, компания сотрудничает с коллекторскими агентствами Morgan & Stout, "Русская долговая корпорация" и ЭОС. Клиенты этих агентств могут погасить просроченную задолженность через терминалы Qiwi. Услуга доступна на всех 120 тыс. терминалах Qiwi, установленных на территории России.

По словам Александры Высочкиной, впервые совершать платежи в пользу коллекторского агентства через терминалы Qiwi стало возможно в конце августа 2010 г. "Оборот по данному направлению (не раскрывается) с тех пор демонстрирует постоянный прирост, и именно поэтому Qiwi ведет работу по подключению новых коллекторских агентств. В приоритете у нас крупные федеральные компании, зарекомендовавшие себя на рынке как надежные и сильные участники", - сказала она.

"С одной стороны, прием платежей в пользу коллекторских агентств полностью укладывается в бизнес-модель платежного сервиса Qiwi. А с другой - коллекторские агентства не располагают собственной сетью по сбору платежей, что является камнем преткновения для их развития. И Qiwi в данном случае становится максимально удобным инструментом для приема платежей от должников в пользу коллекторских агентств", - объясняет выгоду партнерства между терминалами оплаты и коллекторами Александра Высочкина.

Исполнительный директор платежной системы "КиберПлат" (CyberPlat) Владимир Кузнецов скептически оценивает перспективы идеи Qiwi. "Я не вижу здесь бизнеса. Во-первых, коллекторский бизнес - это сложная вещь, требует большого времени и сил, чтобы убедить заемщика погасить долг. А если уж его убедили, то заемщику легче пойти в банк, оплатить и получить на руки все платежные документы, а не заплатить в терминале, который непонятно кому принадлежит и находится в каком-то переходе. Во-вторых, сам объем этого рынка очень небольшой", - рассуждает Владимир Кузнецов в беседе с ComNews.

"Рынок коллекторских услуг закрытый, с большим количеством подводных камней, в том числе юридических. Кроме того, коллекторы занимаются "проблемными" должниками, которые не торопятся платить по счетам. Присутствие этой услуги в платежном терминале никак не ускорит процесс гашения задолженности, равно как и не даст существенного роста бизнесу Qiwi. Ведь даже если плательщик все же решит "попрощаться" с долгами, то, скорее всего, пойдет в банк, чтобы получить официальный документ с печатью, вместо того чтобы ждать чека из терминала, который взял в аренду индивидуальный предприниматель", - вторит Владимиру Кузнецову источник на рынке электронных платежей.

Директор платежного сервиса Premium-Pay Анатолий Жупанов настроен более оптимистично. "Каждая платежная система стремится предложить своим пользователям максимальный спектр услуг, которые можно оплатить, "не отходя от кассы", - говорит он. - Если людям необходимо погашать задолженности по кредитам, то вполне логично и правильно предоставить им такую возможность в рамках единого платежного сервиса".

О сотрудничестве Qiwi с коллекторами знает и генеральный директор международного коллекторского агентства Lindorff Алексей Чеботарев. Телекоммуникационный рынок для этой компании является одним из приоритетов в России (см. интервью ComNews от 10 марта 2011 г.). "Пока мы сотрудничаем только с банками по оплате долгов. Но собираемся в ближайшем будущем начать работу и с крупными сетями платежных терминалов, в том числе и с Qiwi", - сообщил Алексей Чеботарев в разговоре с репортером ComNews.