АЛЕНА БАЦМАН, АННА ШУМИЦКАЯ
© ComNews
28.09.2011

Российская компания "Светец" выиграла тендер на создание технических требований к телекоммуникационной составляющей системы "112". Через два месяца "Светец" должен представить в Минкомсвязи проект, по которому система будет создаваться в масштабах всей России. "Ростелеком" предлагает использовать для этих целей национальную облачную платформу.

Как рассказала вчера заместитель директора департамента госполитики в области связи Минкомсвязи Тамара Моисеева, договор с ООО "Фирма "Светец" был заключен в минувшую пятницу, а результаты работы должны быть предоставлены в Минкомсвязи через 49 дней после заключения договора. "Когда компания передаст результаты, мы будем обсуждать проект публично", - заявила она на II Всероссийской конференции "Служба "112" в России. Проблемы внедрения и перспективы развития".

Компания "Светец" - российский разработчик и поставщик решений, направленных на предоставление инновационных услуг в области инфотелекоммуникаций и платежных сервисов. Тамара Моисеева особо отметила, что "в работе над проектом "Светец" будет рассматривать применение облачных технологий, о которых говорит "Ростелеком". Она пояснила, что использование этих технологий говорит о переходе компании на принципиально новый уровень.

Тамара Моисеева обратила внимание, что в контексте внедрения системы "112" в непростом положении оказываются альтернативные операторы. Их абонентскую базу необходимо будет задействовать в системе, но для них это крайне невыгодно. "Среди операторов будет определен координатор, и, возможно, им станет "Ростелеком", так как на него ляжет основная нагрузка", - предположила Тамара Моисеева.

Как следует из презентации директора департамента внедрения инноваций ОАО "Ростелеком" Романа Кравцова, с которой он выступит сегодня на конференции, использование облака для развертывания системы "112" позволит существенно сэкономить (на помещениях под ЦОДы, на закупке и монтаже оборудования, эксплуатации ПО и др). Кроме того, облако позволяет обеспечить бесшовную интеграцию фрагментов системы соседних регионов и федерального уровня, говорится в презентации (имеется в распоряжении ComNews).

Представитель пресс-службы "Ростелекома" в беседе с ComNews не стал раскрывать подробности, добавив, что компания выпустит официальное сообщение об участии в проекте "112" на этой неделе.

Как ранее сообщал ComNews, на участие в создании системы "112" претендовала еще одна российская компания - ЗАО "Сфера". В апреле этого года президент шведского производителя телекоммуникационного оборудования Ericsson Ханс Вестберг подписал с генеральным директором "Сферы" Александром Бодровым соглашение о передаче технологии CoordCom, на базе которой можно организовать систему вызовов экстренных служб "112". На подписании присутствовал премьер-министр Владимир Путин (см. новость ComNews от 28 апреля 2011 г.). Связаться вчера с представителями "Сферы" не удалось.

По словам Тамары Моисеевой, многие регионы рапортуют о том, что уже предоставляют услуги "112". Однако, согласно приказу Минкомсвязи РФ №143 от 10 июня 2011 г., чтобы их предоставлять, каждый регион должен получить лицензионное подтверждение. Сегодня такое подтверждение есть лишь у одного региона - на территории Курской области. Остальные системы еще не готовы к работе, подчеркнула Моисеева.

Неготовность системы к работе подтвердил и представитель ФСБ Андрей Бирюков. Он отметил на конференции, что ФСБ является единственным регулятором в области защиты информации в системе "112". "Мы обращались на стадии формирования концепции в МЧС, но наши рекомендации не были учтены. Без этого в Курске система не допускается в эксплуатацию", - резюмировал Андрей Бирюков.

Технический директор "Фирмы "Светец" Евгений Полканов, в свою очередь, заверил представителя ФСБ, что при работе над проектом вопросу информационной безопасности будет уделено особое внимание.

Отдельной темой обсуждения стала возможность дозвона в службу "112" с телефона без SIM-карты - например, из мест, где либо нет сети, либо не поддерживается нужный оператор связи. Но, между тем, Андрей Бирюков отметил, что на западе службы безопасности выступают против такой возможности. Этого же мнения придерживается и российская ФСБ, однако однозначного решения еще не принято. Представитель МЧС Сергей Агеев выразил надежду, что проблему поможет решить поданный на рассмотрение в Госдуму законопроект, касающийся базы идентификационных кодов.

Досье ComNews

Служба "112" - это комплексная система, которая, в первую очередь, базируется на сети телефонной связи, и поэтому создание таких систем в регионах начинается с создания системного проекта и разработки схемы организации связи, а также схемы взаимодействия различных служб и организаций.

II Всероссийская конференция "Служба "112" в России. Проблемы внедрения и перспективы развития" проводится при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в Петербурге 27-28 сентября 2011 г. Темы обсуждения: вопросы внедрения единой службы "112", формирование единых подходов на основе уже существующего опыта.