ТАТЬЯНА ЗОЛОТОВА
© ComNews
06.10.2011

Компания "МегаФон" вчера запустила в коммерческую эксплуатацию услугу оплаты проезда в общественном транспорте Петербурга с помощью мобильного телефона по технологии NFC. Днем ранее еще один участник "большой тройки" - "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) - запустил первую в России коммерческую NFC-сеть на автозаправках "Лукойла", где теперь с помощью мобильного можно расплатиться за бензин.

Пока подключить услугу оплаты проезда как в метро, так и в наземном транспорте с помощью мобильного телефона ОАО "МегаФон" предлагает только в одном салоне на Невском проспекте. Оператор взимает за перевод средств 2% от суммы платежа.

Тестировать оплату проезда в петербургском метрополитене с помощью мобильного телефона по технологии NFC "МегаФон" начал еще в прошлом году и уже трижды переносил срок запуска в коммерческую эксплуатацию, так как решил обеспечить возможность оплаты при помощи мобильного телефона не только в метро, но и в наземном транспорте. А об этом сначала необходимо было договориться с администрацией Петербурга (см. новость ComNews от 9 августа 2011 г.).

Вчера "МегаФон" также объявил о запуске в коммерческую эксплуатацию услуги, в рамках которой можно пополнить счет городской электронной карты единого проездного билета "Подорожник" (программа реализуется городом). Оплатить поездку в общественном транспорте Петербурга можно, отправив SMS по необходимому номеру или USSD-запрос. Активируется платеж после того, как пользователь приложит проездную карту к специальному визуализатору (устройству, с помощью которого проверяется срок действия билета и количество поездок). Сейчас такие устройства расположены во всех вестибюлях петербургского метрополитена. За перевод средств на проездной "Подорожник" взимается комиссия в размере 5% от суммы платежа.

По словам председателя Комитета по транспорту администрации Петербурга Станислава Попова, были модернизированы более 60 визуализаторов на всех станциях петербургской подземки. В 2012 г., обещает Попов, 200 визуализаторов будут установлены в отдаленных районах города (Пушкин, Колпино), чтобы можно было, в том числе, использовать проездной и для наземного транспорта. "Кроме того, мы готовим проект по пополнению карты "Подорожник" через Интернет в сотрудничестве с банками", - дополнил председатель Комитета по транспорту.

Проездной билет "Подорожник" действителен три года с момента приобретения или пополнения. Станислав Попов отмечает, что пока "Подорожник" занимает небольшую нишу (коммерческий запуск состоялся в конце мая 2011 г.), на октябрь продано около 32 тыс. билетов, пополняли карты за время старта проекта примерно 50 тыс. раз. "Подорожник" сравнялся по количеству продаваемых ранее единых билетов на трамвай и троллейбус. Тарифная политика "Подорожника" направлена в основном на пассажиров, которые пользуются метро, автобусом и троллейбусом периодически, то есть наиболее выгодна эта карта для тех пассажиров, которые используют до 20 поездок в месяц", - уточнил Станислав Попов.

В проекте "Подорожника" намерено участвовать и ОАО "МТС", которое на днях совместно с "Ситрониксом" и "Лукойлом" предложило оплачивать бензин с помощью мобильного телефона, используя все ту же технологию NFC. "МТС ведет консультации с кураторами проекта "Подорожник", и до конца 2011 г. мы планируем реализовать возможность пополнения карты "Подорожник" через сервис МТС "Легкий платеж", - сообщила ComNews пресс-секретарь этой компании Валерия Кузьменко.

Переговоры с МТС по этому проекту подтверждает и Станислав Попов. "Они к нам обращались последний раз этим летом. Мы предложили МТС присоединиться к проекту по тем же правилам, что и все остальные. Мы сначала разработали идеологию и механизм действия "Подорожника", который удобен для нас, а затем предложили участвовать в проекте другим компаниям", - сказал репортеру ComNews председатель Комитета по транспорту.

"Мы планируем присоединиться к городской системе "Подорожник" и проводим всю необходимую для этого работу совместно с Комитетом по транспорту", - сообщила старший специалист по внешним коммуникациям ОАО "ВымпелКом" Мария Георгиевская.

"МегаФон" намерен пойти с аналогичной услугой и в регионы России. Сейчас проект обсуждается в филиалах компании (к примеру, в московском, уральском, поволжском).

Ряд тестовых NFC-проектов в российских регионах по оплате общественного транспорта есть и у МТС. Проект "Мобильный билет" по оснащению общественного транспорта Екатеринбурга системой оплаты проезда со счета мобильного телефона МТС воплощает совместно с Министерством связи и информационных технологий Свердловской области. Сервис оператор намерен запустить до конца года. "Также в компании готовятся к реализации проекты по оплате с помощью NFC услуг ряда парковок, сетей заправок, товаров в розничных сетях", - говорит Валерия Кузьменко.

"ВымпелКом" еще этим летом организовал пилотный проект по оплате проезда в петербургском метрополитене по технологии NFC (совместно с разработчиком решения - российским филиалом американской компании Ambiq Technology). "Ведется подготовка к запуску в коммерческую эксплуатацию, который запланирован на конец 2011 г.", - говорит Мария Георгиевская.

CDMA-оператору "Скай Линку" также не чужда тема NFC. "Считаем эту технологию перспективной, значительно расширяющей функционал мобильного устройства. Мы участвуем в проектной группе Инфокоммуникационного Союза, которая занимается обсуждением данной технологии. К тому же интеграция с "Ростелекомом" позволит нам реализовать NFC-решения на мультисервисной сети. Такие варианты рассматриваются", - сказала в беседе с репортером ComNews пресс-секретарь ЗАО "Скай Линк" Ольга Пестерова.