ДАРЬЯ ЛЮТЦАУ
© ComNews
21.10.2011

Более 7 млн россиян регулярно делают покупки в Интернете, а еще 13 млн так или иначе вовлечены в электронную коммерцию, - например, выбирают товар, но еще не делают покупки в Сети, заявил в четверг на конференции Russian Internet Week 2011 (RIW) представитель фонда "Общественное мнение" (ФОМ) Павел Лебедев. При этом 88% интернет-покупателей предпочитают делать заказы с домашнего компьютера.

"Культура покупок в Интернете различается в зависимости от возраста и места жительства пользователя. Так, молодежь предпочитает покупать в Сети одежду, более взрослые пользователи - бытовую технику. Жители больших городов чаще оплачивают в Сети телефонную связь, а в регионах предпочитают заказывать одежду, парфюмерию и косметику", - рассказал Павел Лебедев.

По прогнозу Лебедева, электронная торговля будет активно развиваться в России. По данным ФОМ, в марте 2011 г. средний чек составлял примерно 2,7 тыс. руб., в сентябре - 3,5 тыс. руб. Динамика такова, что ежемесячно увеличивается и количество покупок, и сумма затрат. По данным исследовательского агентства Nielsen, в прошлом году только 21% опрошенных россиян, пользующихся Интернетом, планировали совершить онлайн-покупку.

"Месячная аудитория сервиса "Яндекс.Маркет" в августе 2011 г. достигла почти 11,8 млн пользователей, в то время как в августе 2010 г. она составляла 7,2 млн (данные TNS Web Index). Прирост происходит, в первую очередь, за счет пользователей из регионов. На сайты магазинов переходит примерно четверть посетителей сервиса, и эта доля не меняется со временем. За последний год количество магазинов на "Маркете" увеличилось на треть, примерно до 8 тыс., - поделился с ComNews руководитель сервиса "Яндекс.Маркет" (агрегатор предложений интернет-магазинов) Алексей Авдей. - Судя по запросам пользователей к поиску "Яндекса" и "Маркету", постепенно растет интерес к покупкам одежды и обуви в Интернете. По данным исследований, которые мы проводили совместно с TNS, самые популярные товарные категории для покупок онлайн - компьютерная техника, мобильные телефоны, одежда и обувь, бытовая техника, книги (в порядке убывания популярности)".

По словам менеджера по связям с общественностью одного из крупнейших российских интернет-магазинов Ozon.ru Марии Назамутдиновой, "на данный момент, на портале Ozon.ru зарегистрировано более 5,6 млн пользователей, а выручка компании за I квартал 2011 г. выросла на 36%. По нашему мнению, отрасль сохранит свою тенденцию к росту. Если говорить о способах оплаты, то 80% покупателей предпочитают расплачиваться наличными – тем не менее, мы наблюдаем медленный, но уверенный рост в этом секторе".

В настоящий момент электронная коммерция развивается стремительными темпами, отмечают представители компании Mail.ru. "Наши собственные данные свидетельствует о позитивной динамике рынка: за год количество клиентов интернет-магазинов увеличилось на 35%, а их активность в каталоге, за которую можно принять рост средней цены клика - на 37%. Конечно, с увеличением уровня интернет-проникновения будет увеличиваться популярность онлайн-бизнеса, - рассказал репортеру ComNews руководитель проекта "Товары@Mail.Ru" Павел Голубев. - Буквально на глазах меняется портрет онлайн-покупателя: все больше людей старшего поколения приобщаются к онлайн-покупкам, их количество за последние два года, по данным "Товары@Mail.Ru", увеличилось на 5,2% с 8,1% - до 13,3%. И если раньше клиентами интернет-магазинов, как правило, были люди с уровнем образованиями и доходов выше среднего, то сейчас появляется все больше представителей иных социальных групп. Все эти тенденции усилятся в ближайшее время".

Во ФГУП "Почта России" также отметили возросшую активность почтовых пересылок. "Объем международных почтовых отправлений - посылок и EMS-отправлений, - поступающих в Россию из-за границы Таможенного союза в период с 2009 г. по настоящее время, вырос в три раза. При этом объем письменной корреспонденции с товарными вложениями за этот же период вырос в четыре раза. Сегодня "Почта России" вместе с таможенными органами обрабатывает и оформляет больше миллиона почтовых отправлений ежемесячно. Тенденция роста объемов входящей почты сохраняется", - отметил заместитель генерального директора "Почты России" Игорь Мандрыкин.