МАРИЯ ПЕТРОВА
© ComNews
24.11.2011

В новом законе "О связи" будут пересмотрены правила взаимодействия федеральных и региональных телеканалов. Согласно новым нормам региональные телеканалы будут обязаны производить больше оригинальных программ. Это станет одним из главных условий для вхождения в цифровые мультиплексы.

Об этом рассказал репортеру ComNews советник президента Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Владимир Лившиц. "Мы два года занимались территориальными собраниями, совещаниями, мониторингом телерадиокомпаний. Из 83 субъектов федерации лишь в 32 мы нашли около 45-50 каналов, которые могут претендовать на вхождение на конкурсной основе в первый мультиплекс, - поделился Владимир Лившиц с репортером ComNews. - Критерии отбора следующие: на первом месте - самостоятельное программирование, на втором - определенный объем собственных программ, на третьем - социальная направленность программ. Самостоятельный объем вещания - от 18 до 24 часов в сутки. Все борются за то, чтобы в мультиплексе было больше каналов, но ясно, что такого количества каналов нет".

"Региональные каналы транслируют контент федеральных сетей и по два-три часа в день выходят с региональными врезками, которые представляют собой исключительно информационные программы и рекламу, - объяснил репортеру ComNews Владимир Лившиц. - В течение последних 15 лет возникло потребительское отношение региональных вещателей к тому, чем они занимаются. Они перестали производить программы - просветительские, образовательные, детские. В новом "Законе о связи" содержится целый ряд новелл, которые регулируют взаимоотношения между федеральными каналами и региональными. Закон четко определяет региональные, городские, муниципальные каналы, разъясняет, что такое "цифровой мультиплекс", "универсальная лицензия".
"Я считаю, что в первый мультиплекс стоило включить только общероссийские обязательные каналы, - объяснил репортеру ComNews президент медиагруппы "Южный Регион" Георгий Кудинов. - Все остальное, в том числе региональное телевидение, нужно отдать коммерческим вещателям и операторам".

"Мнение о том, что региональное вещание является вторичным в сравнении с общероссийскими телевизионными программами, нельзя назвать верным, - считает генеральный директор телеканала "Новгородское областное телевидение" Александр Малькевич. - Подтверждением тому служит опыт местных телекомпаний с самостоятельным программированием. Безусловно, речь не идет о филиалах, входящих в структуру ВГТРК, или компаниях, являющихся сетевыми партнерами федеральных СМИ. Наоборот, о телеканалах, вещающих в полноформатном 100%-ном объеме. Одной из таких региональных компаний является АНО "Новгородское областное телевидение".
По словам Александра Малькевича, канал осуществляет собственное полноформатное вещание 24 часа в сутки на территории Новгородской области. "Из общего объема суточного вещания 50% составляют программы собственного производства, вторая половина - контент, приобретаемый у НТС и "СТП-контент", - рассказал репортеру ComNews Александр Малькевич. Еженедельно новгородский телеканал создает и показывает больше 30 собственных цикловых передач, отвечающих интересам новгородских зрителей. В эфире НТ выходят различные линейки проектов. Это информационные, аналитические, общественно-политические, просветительские, для молодежи и юношества, развлекательные программы, а также ток-шоу, спецпроекты и документальные фильмы".

"На нашем телеканале не менее четырех с половиной часов оригинальных программ, - уточнил репортеру ComNews директор департамента телевидения подольского регионального телевидения "Кварц" Олег Головацкий. - Проблема во взаимодействии с федеральными каналами заключается в том, что мы с ними связаны сетевым партнерством - они предоставляют контент, а на оригинальные программы не остается времени. Региональное телевидение имеет желание производить новые программы, но не имеет возможностей и денег".

"В концепции развития телерадиовещания в России я считаю целесообразным учитывать наличие регионального вещания. Телекомпании с самостоятельным программированием, способные поддержать переход "на цифру" и технически, и физически, - при наличии современного оборудования и квалифицированного журналистского коллектива - наравне с федеральными каналами, бесспорно, следует включать в первый мультиплекс, при этом создавать выгодные финансовые и юридические условия для экономически обоснованного перехода на цифровое вещание", - поделился с репортером ComNews Александр Малькевич.