Александр Егоров, генеральный директор ООО "Рексофт": "Предпосылок для конкуренции между "Рексофтом" и "Техносервом" не осталось"
18.10.2010
![]() |
|
|
В 2008 г. "Техносерв", один из ведущих игроков российского ИТ-рынка, приобрел 74% акций петербургского разработчика программного обеспечения и системного интегратора "Рексофт". Впоследствии часть департаментов "Рексофта" вошли в состав новой консалтинговой компании "Техносерв Консалтинг". Об итогах интеграции, растянувшейся на два года, репортеру ComNews рассказал генеральный директор ООО "Рексофт" Александр Егоров.
- Почему процесс интеграции занял почти два года?
- На самом деле, на интеграцию ушел всего год. Первые месяцы мы потратили на осмысление того, как грамотно провести все мероприятия по реструктуризации бизнеса. Кроме того, на этот период пришлась самая острая фаза экономического кризиса, у компании было много других забот. Активную работу по интеграции консалтинговых департаментов мы начали вести с осени прошлого года.
- На осмысление каких задач ушло так много времени?
- Задачи перед комитетом по интеграции были поставлены очень непростые, ведь следовало спланировать объединение сразу трех компаний. Поясню, что системный интегратор "Техносерв" изначально специализировался на крупных инфраструктурных проектах и программно-аппаратных решениях. Однако, по мнению аналитиков, наиболее интенсивно в ближайшее время будет развиваться именно рынок консалтинга. Поэтому акционеры "Техносерва" приняли решение усилить это направление путем приобретения успешных игроков, работающих в сфере ИТ-консалтинга. Следуя этой стратегии, в 2008 г. "Техносерв" приобрел компанию Sputnik Labs и контрольный пакет акций "Рексофта".
В дальнейшем было принято решение, что консалтинговый бизнес продолжит работу как самостоятельная компания под брендом "Техносерв Консалтинг". Группа "Техносерв" объявила об этом в конце прошлого года, и первое полугодие 2010 год мы вели работу по слиянию консалтинговых практик.
Штаб-квартира "Техносерв Консалтинга" находится в Москве, в его офисе трудится более 400 человек. В этой компании объединились сотрудники Sputnik Labs, а также консалтинговые практики "Техносерва" и "Рексофта". В этом месяце в состав "Техносерв Консалтинга" также вошла еще одна компания - BI Telecom.
- Остались ли у "Техносерва" и "Рексофта" основания для конкуренции?
- Нет, разумеется. В этом заключается один из ответов на вопрос, почему была такая долгая и сложная интеграция. Мы принимали решения о том, как исключить возможность столкновения интересов наших компаний. В итоге каждое предприятие специализируется на своем виде услуг. За "Техносервом" осталась классическая интеграция. "Техносерв Консалтинг" специализируется на внедрении ERP (система планирования ресурсов предприятия - прим. ComNews), CRM (система управления взаимодействия с клиентами), BI (решения для бизнес-аналитики), DMS (система управления документами) и теперь еще BPM-решений (управление эффективностью бизнеса) для крупных корпоративных заказчиков в России и СНГ. "Рексофт" же фокусируется на разработке программного обеспечения на заказ, закрывая тем самым нишу нестандартных решений и инновационных разработок. Таким образом, предпосылок для конкуренции нет, и предприятия группы полностью закрывают весь спектр потребностей в ИТ-технологиях крупного корпоративного клиента.
- "Рексофт" активно продвигает услуги на международном рынке. Но если в 2007 г. на экспорт пришлось 70% оборота компании, то к 2009 этот процент упал до 50%. С чем это связано?
- Наше традиционное деление 70/30 сохранялось до 2007 года. В конце 2007 мы выиграли несколько крупных российских тендеров. Соответственно, в 2008-09 гг. был зафиксирован большой объем работ в России, который и изменил общую статистику.
- Вы надеялись, что "Техносерв" поможет "Рексофту" упрочить позиции на российском рынке. Ожидания оправдались?
- У нас есть три региона, на которых мы фокусируемся: Россия и СНГ, Европа и Скандинавия. В этих регионах у нас есть собственные представительства. Поэтому нельзя сказать, что мы ориентируемся на какой-то определенный рынок в большей степени. Однако, сотрудничество с "Техносервом" дало нам возможность попасть в проекты, в которые "Рексофт" ранее, возможно, не получил бы доступа. Все-таки рекомендации сильно ускоряют процесс продаж. Вполне вероятно, что в текущем году доля российских клиентов в нашем обороте вырастет, но это не связано с какой-то специальной фокусировкой на РФ. Россия - это наш домашний рынок, и мы себя чувствуем здесь уверенней, чем в других регионах, только и всего.
- У компании "Рексофт" функционируют офисы в Швеции и Германии. Год назад открыли в Нидерландах. Следующей точкой на карте была Финляндия, верно?
- В течение года мы наблюдали за работой нидерландского офиса и в конце концов приняли решение его закрыть. Оказалось, что бизнесом в Бенилюксе могут вполне эффективно управлять наши скандинавский и немецкий офисы. В Финляндии открывать офис тоже не видим смысла, хотя у нас есть команда местных сотрудников, работающих с финскими клиентами. Чтобы охватить все страны региона Северной Европы, нам вполне достаточно одного скандинавского офиса в Стокгольме.
- Можете из них выделить наиболее интересный для вас регион?
- По формальным признакам - все три. Российский рынок разработки ПО - самый маленький по объему, но здесь у нас самые сильные позиции, так как это наш домашний рынок. В Германии - самый крупный рынок в Европе, но весьма сложный, там количество поставщиков даже в нашей специализированной сфере очень велико, рынок перегрет. Кроме сотен локальных игроков, здесь работают поставщики из Восточной Европы, Индии и Китая. Скандинавский рынок - очень специфический, компании осторожно относятся к привлечению новых партнеров, действуют медленно и осторожно. В России все происходит быстрее, и это огромное преимущество нашего рынка.
- Кстати о России. Вы принимаете участие в реализации проекта "Электронное правительство"?
- Сейчас же мы участвуем в нескольких проектах для государственных структур. Как мне кажется, на подобных проектах очень хорошо скажется участие компаний, имеющих опыт разработки собственных продуктов и работы на зарубежных рынках. Мы привнесли многолетний опыт и лучшие практики, которые уже многократно отработаны вместе с нашими клиентами, и помогли, как мне кажется, повысить качество управления проектами и их реализации.
- Значит, общий КПД проекта в последние годы, по-вашему, вырос?
- "Электронное правительство" - это очень крупный и сложный проект. Мы занимаемся лишь небольшой частью значительного программного комплекса. Окончательный же успех будет зависеть от координации деятельности всех участников проекта в масштабах страны.
- Какие планы у компании на будущий год?
- Завершив процесс интеграции, мы усилим позиционирование "Рексофта" на рынке, как лидирующей компании в области заказной разработки сложного инновационного ПО и программных систем. Рынок снова на подъеме, и в этом году "Рексофт" должен показать обычный для него годовой рост на 25-30%.
