ЛЕОНИД КОНИК,
главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
11.03.2011


Леонид Коник: "Если радиочастотный спектр получает один игрок под определенную технологию, а потом ему даруется технологическая нейтральность, то это не прогресс, а ловля рыбы в мутной воде"
Леонид Коник: "Если радиочастотный спектр получает один игрок под определенную технологию, а потом ему даруется технологическая нейтральность, то это не прогресс, а ловля рыбы в мутной воде"

Распределение радиочастот в России, и без того не слишком прозрачное, в последнее время и вовсе приобрело черты работы святой инквизиции: виновные все чаще ходят безнаказанными, а невиновные оказываются битыми.

Самый последний пример - вчерашнее решение ГКРЧ, дозволившее "Скай Линку" использовать частоты в диапазоне 1,9 и 2,1 ГГц, выданные этому оператору в октябре 2010 г. под расширение CDMA-сети, для строительства сетей 3G/UMTS. Когда в конце прошлого года ГКРЧ выдавала "Скай Линку" частоты 1,9/2,1 ГГц, логика решения была в том, чтобы уравнять этого CDMA-оператора в правах с GSM-игроками. "Полоса частот, которая выделена "Скай Линку" и другим операторам CDMA в диапазоне 450 МГц, составляет менее 5 МГц, в то время как GSM-операторы имеют по 40 МГц. Конкурировать с ними на равных, не имея сопоставимого частотного ресурса, было очень сложно", - поясняла тогда гендиректор ЗАО "Скай Линк" Гульнара Хасьянова. Именно поэтому в октябре 2010 г. "Скай Линк" получил частоты в диапазоне 1,9/2,1 ГГц не по всей России, а в 69 субъектах Федерации - там, где у компании есть лицензии CDMA в диапазоне 450 МГц. Формально новые частоты "Скай Линк" получил на конкурсе, но оказался его единственным участником, потому как проводился конкурс среди CDMA-операторов.

Однако вчера ГКРЧ разрешила "Скай Линку" строить в новых частотах сети UMTS. Иными словами, опуская промежуточные события, "Скай Линк" без конкурса обрел дефицитные частоты для создания UMTS-сети, хотя этот ресурс с удовольствием получили бы и другие участники рынка. Мало того, "Скай Линк" обошел даже "большую тройку". И МТС, и "МегаФон", и "ВымпелКом" имеют ограничения по развертыванию UMTS-сетей на юго-западе Москвы и Московской области из-за того, что в используемом ими частотном диапазоне 2,1 ГГц в Подмосковье действует наземная часть системы раннего оповещения о ракетном нападении "Прогноз". "Скай Линк" получил самую нижнюю часть UMTS-спектра, работа в котором не мешает системе "Прогноз", поэтому волен развернуть полноценную сеть UMTS по всей столице и Мособласти. Интересно, почему "большая тройка" не протестует против не очень легитимного появления непрошеного конкурента?

Де-юре решение ГКРЧ адресовано всем CDMA-операторам России, а не персонально "Скай Линку", но де-факто оно на руку, прежде всего, ему, ведь именно этот оператор имеет лицензии CDMA-450 в большинстве регионов страны. Правда, математика (возможно, только у меня?) никак не сходится: в октябре 2010 г. сам "Скай Линк" сообщил о получении частот 1,9/2,1 ГГц в 69 субъектах Федерации, вчерашнее решение ГКРЧ разрешает "Скай Линку" строить сети UMTS в 73 субъектах, а вообще-то этот оператор предоставляет услуги лишь в 32 субъектах РФ (а в остальных просто сидит на лицензиях). Посему, если выдерживать изначальную благую цель - уравнять "Скай Линк" с GSM-игроками в объеме частотного ресурса, - сей оператор должен был бы получить частоты 1,9/2,1 ГГц для создания сетей CDMA EV-DO (или IMT-MC) в 32 регионах страны.

Конечно, можно трактовать вчерашнее решение ГКРЧ в отношении "Скай Линка" совершенно иначе: ура, российский отраслевой регулятор стал придерживаться принципа технологической нейтральности, и оператор сам волен выбирать стандарт сотовой связи. Несомненно, технологическая нейтральность является прогрессивным принципом, но только если соблюдается другой прогрессивный принцип: частоты распределяются на открытом конкурсе с прозрачными условиями. Если же радиочастотный спектр сначала "из-под полы" получает один игрок (причем под определенную технологию), а потом ему даруется технологическая нейтральность, то это не прогресс, а ловля рыбы в мутной воде.

Отчасти подобная история произошла с компанией "Ростелеком", которая весной прошлого года выиграла конкурсы на частоты 2,3-2,4 ГГц в 38 регионах России, которые разыгрывались для создания сетей WiMAX (еще одну лицензию тогда получил аффилированный с "Ростелекомом" "Сибирьтелеком"). Еще до подведения итогов тех конкурсов многочисленные претенденты на частоты сетовали, что их условия написаны словно специально под дочерние компании "Связьинвеста", поэтому результаты мало кого удивили. Но стоило компаниям "Связьинвеста" выиграть частоты 2,3-2,4 ГГц в 39 субъектах РФ, как начались разговоры о технологической нейтральности этого спектра и праве победителей создавать в нем сети LTE, а не WiMAX.

Тема технологической нейтральности "сидит" и в истории с частотами 2,5-2,7 ГГц, которые имеет в 180 городах РФ компания "Скартел" (работающая в стандарте WiMAX под маркой Yota). В прошлом году Yota неожиданно для всех объявила о потере интереса к WiMAX и намерениях перейти на LTE. Однако стоило этой компании самовольно запустить LTE-сеть в Казани, как она немедленно получила по рукам от регулятора. "Скартелу" грозил и отзыв лицензий во многих регионах России, так как оператор запустил сети лишь в пяти из них (и сорвал даже скромные планы выхода в 15 новых регионов в течение 2010 г.). Однако усилиями госкорпорации "Ростехнологии" в ноябре 2010 г. "Скартел" добился переноса сроков запуска сетей на лето 2011 г. А после подписания компанией 3 марта в присутствии Владимира Путина соглашения с "большой тройкой" и "Ростелекомом" о создании в их интересах LTE-сети в 180 городах "Скартел" наверняка обретет технологическую нейтральность - опять-таки, по частотам, которые получал на определенный стандарт.

Избирательность действий регулятора так же неприятна, как избирательность правосудия. Почему одни компании, получившие в 2007 г. на конкурсах GSM-частоты, но не построившие сети, лишены лицензий, а другие - тоже не построившие - нет? Например, СМАРТС по суду был лишен GSM-лицензии в Кабардино-Балкарии, Новая телефонная компания - в Усть-Ордынском Бурятском АО, на Чукотке и в Корякии, НСС - в Калмыкии, Чечне и Ставрополье - и справедливо: ни один из этих операторов не построил сети GSM на новых территориях в оговоренные лицензионными условиями сроки. Но вот "Скай Линк", который тогда же выиграл целых 45 GSM-лицензий, сначала получил от Роскомнадзора отсрочку запуска сетей до конца 2010 г., а затем в самом конце декабря 2010 г. на голубом глазу объявил, что начал предоставление услуг GSM в 45 регионах страны, используя инфраструктуру МТС. То есть "Скай Линк" выступил виртуальным оператором (MVNO) на сети МТС, а для работы в роли MVNO радиочастоты не нужны - ими располагает базовый оператор. Но регулятор проглотил эту подмену, и GSM-лицензии у "Скай Линка" отозваны не были.

Если уж вводить в России принцип технологической нейтральности радиочастот - то сразу для всех выданных участков спектра, а также для всех частот, которые будут выданы в будущем (так, например, это было сделано в 2005 г. в Грузии). При этом предварительно, повторюсь, необходимо узаконить прозрачную процедуру распределения частотного ресурса - на открытых аукционах, а не конкурсах, в которых условия прописываются под очередного фаворита.

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты