Редколонка / май 2011
Дежавю

ТАТЬЯНА КАПУСТИНА,
репортер
© ComNews
18.05.2011


Татьяна Капустина: "Документ подозрительно похож на аналогичный законопроект 2004 года"
Татьяна Капустина: "Документ подозрительно похож на аналогичный законопроект 2004 года"

Сколько "мусорных" писем приходит вам на электронную почту ежедневно - единицы, десятки, сотни? Как бы ни раздражал спам с предложением "по дешевке" приобрести шенгенскую визу, увеличить различные части тела или отметить корпоратив с Никитой Джигурдой, нам еще долго придется удалять такие "письма счастья". Очередной законопроект, призванный бороться с электронным мусором, похоже, вновь надолго завис в Госдуме.

13 мая рабочая группа Госдумы получила законопроект по противодействию производству и распространению спама. Проект подготовил думский Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи совместно с комиссией по информационной безопасности и киберпреступности Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). Документ предполагает внесение изменений в федеральные законы "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "О связи", а также в Кодекс об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс РФ.

Поправки, между прочим, довольно-таки суровые. Например, законотворцы предложили ввести уголовную ответственность за массовую (1 тыс. писем в течение дня или 10 тыс. за неделю) рассылку спама. Только из законопроекта совсем непонятно, как собирать доказательства того, что было отправлено такое количество писем? Если все-таки кому-то удастся собрать доказательства, нарушитель должен будет либо заплатить штраф до 1 млн руб., либо участвовать в обязательных работах в течение 120-180 часов, либо в исправительных работах от шести месяцев до года. Если же рассылкой спама занималась группа лиц по предварительному сговору или с извлечением дохода в особо крупном размере (более 100 тыс. руб.), то им будет грозить штраф до 2 млн руб. либо обязательные или исправительные работы от 180 до 240 часов и от года до двух соответственно.

Кроме того, в законопроекте четко прописано, что сообщения рекламного характера, в соответствии с законом "О рекламе", можно направить получателю только с его предварительного согласия или если отправитель состоит с адресатом в договорных, семейных, трудовых и других отношениях. Также должен быть понятен механизм отказа от подписки. Несоблюдение этих требований будет наказываться штрафом от 50 тыс. до 1 млн руб. - в зависимости от того, является отправитель физическим, юридическим или должностным лицом.

Вообще, честно сказать, эта поправка не добавляет никаких новшеств к статье 18 закона "О рекламе", которая уже и так запрещает распространение рекламы "по сетям электросвязи" без согласия абонента или адресата. Между тем, закон "О рекламе" и раньше совсем не помогал бороться со спамом. Как отмечает юрист Антон Серго, "решение таких задач надо начинать с выявления противоправных деяний, установления способов доказывания правонарушения и круга лиц, которые будут этим заниматься, а вот потом это можно оформить в форму законопроекта, а не наоборот".

Кроме самой сырости законопроекта, документ подозрительно похож на аналогичный законопроект 2004 года, который в итоге депутаты не приняли именно потому, что формулировки там были так же туманны. В законопроекте 2004 года спам определялся как "тысяча писем в день", после чего было непонятно, кто и как должен подсчитывать и доказывать эту тысячу писем.

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты