05.06.2012

МТС намерена отказаться от прямых поставок sim-карт небольшим сотовым дилерам, доверив это своим торговым представителям в регионах. Появление посредников может оттолкнуть часть мелкорозничных продавцов, предупреждают дилеры.

Торговые представители, или дистрибуторы, появились у МТС в Санкт-Петербурге в начале июня 2012 г., рассказал "Ведомостям" петербургский продавец sim-карт. МТС создает в Петербурге, Московском регионе, Ленинградской и некоторых других областях пилотные зоны, в которых будет работать с региональными дилерами через дистрибуторов, уточнила пресс-секретарь оператора Валерия Кузьменко. Эксперимент продлится до конца года, и если он окажется удачным, то такая схема может быть введена по всей России.

Рассчитываться с торговым представителем МТС будет по принципу разделения доходов, т. е. в течение определенного срока выплачивать дистрибутору часть денег, которые потратили на мобильную связь покупатели sim-карт, говорит Кузьменко; параметры соглашений еще уточняются. Выбирать дистрибуторов МТС обещает с учетом их логистических возможностей, опыта организации продаж в небольших населенных пунктах и опыта сотрудничества с МТС. С крупными сетями, такими как "Евросеть" и "Связной", МТС продолжит работать напрямую.

Передав на аутсорсинг продажи контрактов небольшим продавцам, у которых часто бывает всего 1-3 торговые точки, МТС сэкономит ресурсы, ускорит запуск новых тарифов, расширит сеть продаж: во многих населенных пунктах небольшим торговым точкам проще работать с региональными партнерами, чем с региональными офисами оператора, говорит Кузьменко. Она рассчитывает, что новый формат работы с дилерами увеличит продажи sim-карт при сохранении качества новых абонентов. Работать с МТС сможет больше региональных дилеров, ускорится доставка новых sim-карт и маркетинговых материалов, надеется представитель одной из ритейловых сетей. По его информации, в каждом регионе представитель МТС может сотрудничать с 300-500 торговыми точками.

Какие компании могут стать торговыми представителями МТС, Кузьменко не уточнила. В Петербурге это "Телесвязь" (по данным МТС, владеет 79 точками в Петербурге и Ленобласти) и "Транскарт" (по собственным данным, продает sim-карты более чем в 700 точках), знает петербургский продавец контрактов. Переговоры с этими компаниями ведутся, подтвердил источник в МТС. Сотрудник "Транскарта" отказался от комментариев, связаться с представителями "Телесвязи" не удалось.

До сих пор дилеры привыкли брать контракты на реализацию, теперь же МТС и дистрибуторы, скорее всего, потребуют выкупать sim-карты сразу, считает петербургский продавец контрактов. С одной стороны, это может увеличить дебиторскую задолженность МТС (для 500 розничных точек в Петербурге она может составлять до 5 млн руб. в месяц), с другой — резко увеличит период окупаемости точки, прогнозирует дилер. Он не исключает, что часть мелкорозничных продавцов не станут связываться с дистрибуторами, а сделают упор на продажи контрактов других операторов.