© ComNews
08.06.2012

Инвестхолдинг "Финам" и ФГУП "Почта России" запустили совместный проект по предоставлению брокерских услуг в почтовых отделениях. В проекте участвуют 16 тыс. отделений по всей России. На продвижение сервиса в 2012 г. "Финам" выделил $3 млн.

Проект должен обеспечить развитие инфраструктуры российского фондового рынка. "Представительства брокерских компаний есть только в самых крупных городах России, поэтому возможность открытия и пополнения брокерского счета в почтовых отделениях с доступом в Интернет должно сделать финансово-инвестиционные услуги более доступными для населения", - заметил президент-председатель правления "Финама" Владислав Кочетков. По его словам, наличие брокерского счета может быть востребовано у 1% населения России.

В ходе пресс-конференции коммерческий директор "Почты России" Денис Василевский сообщил, что пока доступ в Интернет есть примерно в 16 тыс. почтовых отделений из 40 тыс. "До конца 2012 г. будет интернетизировано около 25 тыс. отделений почты, ресурсы которых также будут использоваться брокерами", - заверил он.

"Сотрудничество "Почты России" и "Финама" должно увеличить количество внутренних инвесторов, - заметил старший управляющий директор биржи ММВБ-РТС Роман Горюнов. - Территориальный охват очень важен для решения этой задачи, поэтому "Почта России" является хорошим каналом для распространения инвестиционных продуктов".

Размер инвестиций стороны не раскрывают, но, по словам Владислава Кочеткова, на самоокупаемость проект сможет выйти примерно через пять лет, в первую очередь потому, что его маржинальность невелика, а основные расходы еще только впереди. В частности, в течение 2012 г. только на маркетинговую активность "Финам" выделит около $3 млн. "Сколько потребуется на развитие проекта в 2013-2014 гг., будет определено в ноябре 2012 г., когда станут очевидны первые результаты работы по всей России", - добавил Владислав Кочетков.

Заместитель генерального директора "Финама" Сергей Лукьянов заметил, что более 50% населения России фактически не имеют доступа к фондовому рынку. Владислав Кочетков пояснил, что финансовым компаниям попросту невыгодно открывать представительства по всей России. "Партнерство с "Почтой России" позволяет снизить затраты, а также выполнить требования российского законодательства, которое запрещает удаленно открывать брокерские счета, - пояснил он. - При открытии такого счета клиент должен быть физически идентифицирован. Помимо брокерского счета, открытого в отделении "Почты России", клиент также получает электронно-цифровую подпись, которую он сможет использовать для подписки на любые услуги "Финама".

Сергей Лукьянов напомнил, что пилотный проект с "Почтой России" был запущен осенью 2011 г. в трех регионах - Астраханской и Волгоградской областях, а также в Чувашской Республике. "Были приняты заявки от 500 человек, 150 из которых зарегистрировались, - добавил Владислав Кочетков.  – Мы прогнозируем, что к концу года количество регистраций вырастет с 30% до 50-60%". По его словам, средний размер брокерского счета, зарегистрированного в отделении "Почты", до конца 2012 г., скорее всего, снизится со 150 тыс. до 100 тыс. руб.

По мнению Дениса Василевского, в перспективе пяти лет почтово-банковские сервисы будут приносить до 20% от блока финансовых услуг, оказываемых предприятием. "На финансовый блок приходится 33-37% в структуре выручки почтового оператора, - добавил он. – В него входит доставка пенсий и пособий, сбор платежей, а также почтово-банковские услуги".

 Кроме развития инфраструктуры фондового рынка сотрудничество "Финама" и "Почты России" должно повысить финансовую грамотность населения. Для обучения начинающих брокеров "Финам" готов проводить дистанционные курсы. Владислав Кочетков считает, что те же бесплатные вебинары, которые "Финам" предложит осенью, могут быть востребованы примерно у 15 тыс. человек. "Анализ внутренних ресурсов показал, что "Финам" безболезненно сможет дистанционно обучать игре на фондовой бирже около 2-3 тыс. человек в месяц", - добавил он.