Александр Лемм: "В периоде существования "Арктела" можно выделить основные этапы: рост, зрелость, стагнация и смерть, но в нашем случае вместо смерти произошло перерождение компании"
Александр Лемм
бывший менеджер "Арктела"
© ComNews
19.06.2012

Эта статья написана из-за глубокого уважения к некогда сильной компании, а также из-за протеста и несогласия с отношением общественности к ее текущему положению. На примере "Арктела" я хочу сказать о несовершенстве нашего рынка и печальной участи любого оператора, набирающего вес и несущего угрозу существующей олигополии на федеральном уровне.

Как и у любой организации или продукта, в периоде существования "Арктела" можно выделить основные этапы: рост, зрелость, стагнация и смерть, но в нашем случае вместо смерти произошло перерождение компании, что на современном рынке связи РФ явление достаточно редкое. Итак, начнем.

Официальным рождением "Арктела" принято считать 1999 год. Тогда "Арктел" был маленьким агентом по продаже услуг дальней связи "Инком-связь". Основателем и главой компании вплоть до 2008 года был Сергей Виленович Кузнецов. Кстати, само название "Арктел" придумали достаточно расчетливо: "А" - первая буква алфавита, искать в телефонном справочнике быстрее, "РК" - наследие от компании-предшественницы "Арктоз", а "тел" - общепринятая в телекоме приставка. В 2004 году "Арктел" провел ребрендинг, и логотипом компании стал стилизованный под виток телефонного провода знак "Омега" белого цвета на красном фоне. Фирменный стиль "Арктела" стал более солидным и универсальным, а девизом компании стали слова "Когда сравнивают – выбирают нас"! В 2004 году был открыт филиал "Арктела" в Петербурге. В декабре 2005 года Роскомнадзор выдал "Арктелу" лицензию на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи.

Переломным моментом в развитии компании стало выделение кодов междугородной и дальней связи в 2008-м - это событие позволило оказывать услуги МГ/МН, а также вовсю использовать региональную сеть, которая насчитывала семь филиалов. Для московских сотрудников особенно значимым стал переезд в бизнес-центр Cherry tower .

По слухам, Кузнецов изначально готовил компанию к продаже и, почувствовав приближающийся финансовый кризис в 2008 году, немедленно продал актив и покинул компанию. Актив поглотил имеющий некогда большой потенциал роста холдинг "Росвеб", принадлежащий печально известному министру финансов Московской области Алексею Кузнецову и Жанне Буллок, в данное время проживающим за границей. "Росвеб" просуществовал недолго, и после очевидного краха все телеком-активы перешли в залог уплаты долга правительству Подмосковья. Это, конечно, негативно сказалось на бизнесе "Арктела", но самая большая проблема заключалась в растущей задолженности за МГ/МН-трафик. Каким-то чудным образом, несмотря на наличие собственной лицензии, задолженность перед операторами росла, и вновь пришедший антикризисный менеджмент спасти ситуацию, увы, не смог. Напомню, что в те времена "Арктел" был одним из немногих, у кого была МГ/МН-лицензия, поэтому оператор свободно мог экономить на транзите трафика посредством того же IP. Не стоит также забывать, что офисы "Арктела" были практически в каждом крупном городе, что в свою очередь било по доходам существующих больших игроков. Уникальным для того времени был факт сдачи федеральной сети в крачайшие сроки в тогда еще существовавший Россвязьнадзор (другие компании проделывали этот путь гораздо дольше).

Стоит отметить, что "Арктел" как фиксированный оператор связи, а не продавец IP-карточек, как многие его воспринимали, добился достаточно серьезных результатов. К примеру, в компании были созданы отделы ОРКК (корпоративные клиенты) и ОПУИСС (интеллектуальные услуги связи), которые в лучшие времена приносили около 1,2 млрд руб. в год, и это только по Москве. Были подключены такие значимые клиенты, как МГУ, некоторые офисы Альфа-Банка, ВТБ, McDonald's, Пенсионный фонд, множество ритейловых сетей.

Тем не менее ситуация в "Арктеле" ухудшалась. Каждая команда топ-менеджеров пыталась что-то привнести, но вскоре уходила. Последним генеральным директором был Евгений Валентинович Фролов, который удерживал компанию на плаву, и даже выплачивались долги перед операторами. Но, увы, долгов было слишком много, и акционеры приняли решение привлечь топ-менеджера, хорошо известного по умению в кратчайшие сроки облегчить балласт оператора, как, например, в МТТ. По некоторым данным, одним из архитекторов перевода клиентов и самого актива оставался по-прежнему Фролов.

Приход команды Элдара Разроева являл собой последний виток развития "Арктела". На мой взгляд, если бы не специфическая манера коммуникации представителей этой команды со средним звеном и рядовыми сотрудниками, шумихи вокруг данного инцидента вообще бы не было. По-видимому, сказать, что компания сможет выжить, только если уйдет 60% сотрудников, язык не поворачивался, а о глупостях в виде поддержания высокого корпоративного духа или спонсорских благотворительных программах, существовавших до этого времени, пришлось вообще позабыть.

Сейчас компания, вернее сказать 20% сотрудников, номерная емкость "Арктела", ВОЛС, оборудование и несколько оставшихся филиалов, функционирует под брендом "А-тел" (ООО "Наша сеть"). Сказать, что компания загнулась, - категорически нельзя: еще с приходом Элдара Алиевича в "Арктел" был выбран вектор на развитие инновационных сервисов, например контент по запросу или виртуальная АТС с максимально возможным количеством функций, что сейчас как-то продвигает "А-тел". Не стоит забывать и про предоплаченные карточки, которые были перекрашены в символику "А-тела" в первую очередь.

Я также читал о совсем уж невероятных решениях – оснащение IP-камерами Москвы и тендер на контакт-центр "Почты России". Но, так или иначе, все это еще нишевые решения или слишком амбициозные проекты, которые могут говорить только об одном: продолжать работать на существующем рынке уже не по силам. Кстати, можно провести аналогию и с проектами МТТ (реализация концепции iNUM и российский скайп, тендер на строительство телекоммуникаций в военных городках).

Тем не менее этот случай, на мой взгляд, наглядно доказывает: любого телеком-провайдера, пытающегося занять федеральное положение, ждет неминуемый крах в виде банкротства (О.С.С., "Пин Телеком") или поглощения (НКС, МТТ, "Старт Телеком"). Этот вывод подтверждает продолжающийся отрыв "большой четверки" от остальных участников (в настоящее время доход большой четверки превышает 87% от всего объема рынка). Независимыми остались только ТТК, "ЭР-Телеком", "Энфорта" и Orange, которое заняли страшное количество кредитов или обдумывают продажу крупным игрокам. Все прочие фиксированные операторы слишком "локальны" - "ВестКолл", "Мастертел", "Акадо", "Смарт Телеком", "Обит", "Норильск Телеком", - что существенно понижает шансы на перспективные региональные рынки.

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты