Андрей Федосеев
© ComNews
25.06.2012

Интернет-поисковик "Яндекс" приобрел 25% акций компании-разработчика геофизического ПО "Сейсмотек"

Об этом сообщила пресс-служба "Яндекса". По словам генерального директора компании Аркадия Воложа, в последние годы главным потребителем вычислительных мощностей стал Интернет. "Неудивительно, что именно в этой сфере были созданы новые эффективные технологии обработки данных. В то же время есть и другие области, где много вычислений. Геофизика - классический пример. Параллельные вычисления, которые мы применяем в поиске, дадут существенный эффект и в сейсморазведке", – поясняет он.

Сейсморазведка является основным методом поиска месторождений нефти и газа. Этот метод предполагает работу с большими объемами информации, тем самым с помощью технологии распределенных вычислений "Яндекса" "Сейсмотек" сможет обрабатывать данные сразу на сотнях и тысячах серверов. Это позволит увеличить объем одновременно выполняемых вычислений и принципиально ускорить решение геологических задач, говорится в сообщении "Яндекса".

"Спрос на обработку сейсмических данных увеличивается по мере истощения месторождений. Многие данные обрабатывают неоднократно, все более тщательно. Вряд ли это станет крупным направлением деятельности "Яндекса", однако компания научится предоставлять свои мощности. Вспомним, что и Google пытается предоставлять свои ресурсы не только для поиска", – сообщил  ComNews эксперт фонда "Финам Глобал" Леонид Делицын. "То, что раньше считалось месяцами, теперь можно будет сделать за считанные часы. Это дает нам возможность создавать новые сервисы для рынка геологоразведки", - сообщил генеральный директор "Сейсмотека" Дмитрий Мосяков.  

Помимо технологий "Яндекс" предоставил "Сейсмотеку" высокопроизводительные серверы в своих дата-центрах - в общей сложности почти на 4000 ядер. Таким образом "Сейсмотек" становится одним из самых мощных в России центров обработки геофизической информации. "Яндекс" купил 25% акций "Сейсмотека" за $1 млн. Леонид Делицын полагает, что "такие компании, как "Сейсмотек", невелики и поэтому недороги".  

Чтобы сохранить высокую маржинальность, "Яндексу" нужно искать приложения для своих колоссальных дата-центров, которые увеличивали бы отдачу от оборудования, рассуждает Леонид Делицын: "На обработку прикладных данных - в этом случае сейсмических - существует устойчивый высокий спрос. В России некоторые компании отправляют данные на зарубежные дата-центры, обрабатывают там, потом получают результаты. "Яндекс" способен предоставить мощности, позволяющие все вычисления выполнять в России, следовательно делать это эффективнее. Наконец, бизнес компании понятен основателям "Яндекса", что связано с их бэкграундом".

Инвесторы и аналитики не устают ругать "Яндекс" за отсутствие диверсификации и излишнюю концентрацию на поиске, напоминает Леонид Делицин. "В то время как бизнес их главных конкурентов хорошо диверсифицирован – это и онлайн-реклама, и дополнительные услуги в социальных сетях, и многопользовательские игры, - подавляющая часть выручки "Яндекса" приходит от контекстной рекламы в Интернете", - констатирует он.

Досье ComNews

"Сейсмотек" - российская компания, занимающаяся разработкой алгоритмического и программного обеспечения, обработкой и интерпретацией сейсмических данных. Компании принадлежит система Prime, которая позволяет строить математические модели геологической среды. Среди клиентов "Сейсмотека" - компании Statoil (Норвегия), ONGC (Индия), ВНИИГеосистем, "ДиаллАльянс", "ЛукБелОйл".