© ComNews
03.08.2012

Темпы роста российского рынка ИКТ в 2012-2013 гг. в пять раз опередят темпы роста мирового рынка телекоммуникационных услуг, считают эксперты компании J'Son & Partners. Это произойдет в основном за счет потребительского сегмента, так как по результатам 2011 г. объем B2B-рынка телекоммуникаций в России оказался меньше объема B2C-сегмента практически в четыре раза.

Результаты исследования J’son & Partners Consulting показали, что в 2012 г. рост российского рынка телекоммуникационных услуг может составить 5%, и примерно такой же рост будет наблюдаться и в 2013 г. В то же время, по мнению аналитиков, мировой рынок телекоммуникаций вырастет на 1% по сравнению с прошлым годом и составит $1,72 трлн.

В России, сообщает консалтинговая компания, общий объем рынка основных  телекоммуникационных услуг в сегменте B2C достиг по итогам 2011 г. 891 млрд руб. В сегменте B2B выручка поставщиков от данных услуг почти в 4,5 раза меньше – 199,6 млрд руб. Государственный сектор расходует на эти виды услуг 45 млрд руб. Доля частного (потребительского) сегмента в структуре доходов операторов от основных услуг составляет 78%, на B2B-рынок приходится 18% и на государственный сектор - 4%.

Ранее министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров заявлял, что сектор ИКТ в ВВП России занимает примерно 3,9%. "По сравнению с другими странами эта доля невелика, - отмечал глава Минкомсвязи. - Поэтому Россия в этом отношении обладает серьезным потенциалом роста".

По мнению экспертов ОАО "Ростелеком", больший рост российского рынка телекоммуникаций по сравнению с мировым вызван тем, что услуги, являющиеся основными драйверами роста, такие как широкополосный фиксированный и мобильный Интернет, начали развиваться в России позднее, чем на зарубежных телеком-рынках, но при этом вполне востребованы.

"Основными драйверами роста российской отрасли ИКТ на ближайшие два-три года будут являться услуги широкополосного доступа в Интернет  (особенно в регионах с низким проникновением) и услуги интерактивного цифрового телевидения (IPTV), которые предоставляют конечным пользователям значительно больший функционал, чем услуги традиционного платного ТВ", - пояснила ComNews пресс-служба "Ростелекома".

Кроме того, в связи с запуском сетей сотовой связи на базе технологии LTE в этом году в России "Ростелеком" ожидает значительного увеличения сегмента услуг беспроводной передачи данных.

"Безусловно, основной драйвер роста - это передача данных, в частности именно мобильный Интернет, - соглашается пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Анна Айбашева. - Поэтому мы продолжаем активную работу по популяризации услуг мобильного Интернета и снятию барьеров восприятия как категории, так и цен на эти услуги у абонентов".

К мнению J'Son & Partners присоединился и "МегаФон". "Действительно, в ближайшие несколько лет темпы роста российского рынка телекоммуникационных услуг будут сравнительно выше, чем в среднем по миру, - отметила пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Юлия Дорохина. - По нашему мнению, услуги передачи данных и новые сервисы станут основными драйверами роста". Она также добавила, что рост будут обеспечивать и голосовые услуги.

В настоящее время, по данным J'Son & Partners, объем рынка мобильной связи в разы превышает объемы таких услуг, как фиксированный доступ в Интернет и фиксированная телефония. По итогам 2011 г. совокупная выручка операторов мобильной голосовой связи достигла отметки в 767,9 млрд руб., в то время как суммарная выручка операторов Интернета и телефонии составила 291,7 млрд руб., сообщают эксперты конcалтинговой компании.

Что касается широкополосного доступа в Интернет, то в настоящее время уровень проникновения ШПД в Москве и городах-миллионниках в России сопоставим с уровнем крупнейших мировых столиц: к примеру, в 2010 г. Москва с проникновением 76% отставала от Лос-Анджелеса на 11% и опережала Берлин на 14%. По итогам 2011 г., в Москве услугой широкополосного доступа в Интернет пользовались уже 80% домохозяйств.

По прогнозам J’son & Partners Consulting, доходы российских провайдеров фиксированного ШПД в частном сегменте будут увеличиваться в среднем на 12% в год. При этом рост проникновения будет постепенно замедляться, и каждый его процент будет даваться труднее, в основном за счет подключения небольших городов и населенных пунктов.