03.10.2012

Мобильные телефоны к 2020 г. станут для розничной торговли главным каналом коммуникации с покупателем, опередив традиционные магазины, веб-сайты и колл-центры. Сама торговля станет более персонифицированной — ритейлеры будут адресно предлагать товар, необходимый потребителю.

Будущее розничной торговли — за мобильной коммерцией, с технологиями бесконтактной оплаты, сервисами геолокации для предложения адресных скидок, говорится в исследовании The I Factor. В ходе исследования MasterCard и Economist Intelligence Unit (EIU) опросили 306 европейских ритейлеров, в том числе 36 российских (назвать их представитель MasterCard отказался), чтобы узнать, как игроки розничного рынка представляют эволюцию торговых технологий в период до 2020 г.

Сейчас только 32% опрошенных ритейлеров используют мобильные телефоны для коммуникации с потребителем, отмечают авторы исследования. Но, указывают они, респонденты полагают, что к 2020 г. мобильные телефоны станут самым важным каналом коммуникации с покупателем, опережая традиционные магазины, персональные компьютеры, колл-центры и адресную почтовую рассылку.

Традиционный магазин постепенно превратится в стартовую точку для знакомства покупателя с розничным брендом, а сам процесс покупки будет происходить в разных каналах продаж, считает управляющий партнер A.T. Kearney Пер Хонг (ответы он передал через представителя). Самыми перспективными направлениями для развития он считает мобильные приложения, которые позволяют делать покупки онлайн и информировать покупателя, и приложения в социальных сетях, позволяющие понять потребности покупателей и сформировать лояльность.

Трансформация розницы уже началась, считает Хонг: интернет-торговля стала самым быстрорастущим сегментом розничного рынка. В России 60 млн пользователей интернета, из которых около 15 млн делают покупки онлайн, а на одного человека приходится почти два мобильных телефона (1,8), с которых можно выходить в интернет. "Уже сейчас объем интернет-покупок в России составляет $9,1 млрд, и мы ожидаем роста на 12% ежегодно до $16,3 млрд к 2016 г.", — говорит партнер A.T. Kearney.

Развитие интернет-проектов и создание сервисов для персонализации предложения (анализ данных о покупателях и создание адресных предложений) станут главными объектами для инвестиций розничных сетей, приходят к выводу MasterCard и EIU. Пока детальное изучение покупателей не главный приоритет для российских торговцев: только 28% участвовавших в опросе российских ритейлеров сообщили, что предоставляют персонализированные услуги через разные коммуникационные каналы, и 14% сказали, что анализируют персональные данные покупателей, чтобы сделать сервис в своих магазинах более персонализированным.