18.10.2012

Потенциал роста российского рынка e-commerce составляет 100%, но в реальности рост будет ежегодно снижаться на 2-3 процентных пункта с 30% в 2011 году, заявил "Интерфаксу" сооснователь исследовательской компании Data Insight Федор Вирин в кулуарах конференции RIW-2012 в среду в Москве.

Такой вывод Data Insight сделала на основании результатов проводимого ею в настоящее время исследования "Влияние интернета и мобильных технологий на покупательское поведение в России".

По словам Ф.Вирина, несмотря на рост российской интернет-аудитории и рынка электронной коммерции доля интернет-покупок в общем объеме розничной торговли остается на одном уровне - около 10% (для крупных городов). "В то же время 80-90% покупок предварительно изучаются покупателями в интернете, - отметил Ф.Вирин. - Более того, около 40% покупателей имеют опыт покупок в интернете, но ожидаемого увеличения доли онлайн-покупок не происходит".

Как сообщалось, по итогам 2011 года объем российского рынка e-commerce (сегмент ритейла - ИФ) был оценен в 310 млрд рублей, что на 30% больше аналогичного показателя предыдущего года. При этом основным сдерживающим фактором для этого рынка называлась, прежде всего, доставка товаров - ее неопределенные или длительные сроки, а преимуществами интернет-торговли называлось, например, удобство - отсутствие необходимости в посещении оффлайновых магазинов.

По данным Data Insight, эти выкладки соответствуют действительности только отчасти. Так, по словам Ф.Вирина, курьерская доставка по-прежнему остается узким местом в электронной торговле - в том числе из-за необходимости расплачиваться наличными, лично встречаться с курьером. Кроме того, многие пользователи считают доставку дорогой (300 рублей - ИФ) и полагают, что она должна им обходиться в 50-100 рублей.

Основными "тормозами" в развитии e-commerce в России Ф.Вирин назвал отсутствие у интернет-пользователей лояльности к интернет-магазинам при сохранении лояльности к обычным магазинам, неудобство и трудоемкость работы с интернет-магазинами. "Интернет-магазины заставляют пользователей сильно напрягаться при оформлении покупок, - утверждает Ф.Вирин. - Более того, из-за слабых и неотлаженных бизнес-процессов интернет-магазинов покупателям чаще всего приходится самим заботиться о судьбе своей покупки: уточнять статус заказа, его прохождения, доставки".

По словам Ф.Вирина, в настоящее время способов решения этих проблем не видно. "Опыт других стран нам не поможет", - считает он. В том числе потому, что на Западе e-commerce - не отдельный рынок, а еще один канал продаж обычного ритейла, в котором с успехом решены задачи оплаты интернет-покупок с помощью банковских карт, а также оперативной доставки заказанных товаров.

По мнению сооснователя Data Insight, при условии решения этих проблем в России рынок e-commerce сможет ежегодно расти на 100%.