© ComNews
16.01.2013

Оператор "Уздунробита" (узбекская "дочка" МТС) может быть объявлен банкротом. Российская компания не исключает такой возможности, чтобы приостановить выплату штрафных санкций, наложенных на "Уздунробиту", и выиграть время в переговорах, которые оператор ведет с узбекскими властями. Общая сумма претензий, предъявленных к компании, превышает $1 млрд, что составляет сумму инвестиций МТС в развитие бизнеса в Узбекистане.

О возможности банкротства сообщило информационное агентство "Интерфакс" со ссылкой на источник в "Уздунробите". По его словам, в минувший понедельник многие сотрудники "Уздунробиты" получили уведомление об увольнении. По неподтвержденным данным, численность уволенных может составить от 200 до 400 человек, из них основная часть - в головном офисе в Ташкенте. При этом компания оставляет часть технических сотрудников для поддержания оборудования в рабочем состоянии.

"Увольнения - это вывод старой команды по согласованному с правительством Узбекистана решению, - рассказал репортеру ComNews источник на телекоммуникационном рынке Узбекистана. - Республике невыгодно отказываться от МТС, и никто не будет закрывать компанию, просто менеджмент МТС и руководство страны договорились о согласованной смене команды".

Пресс-служба ОАО "Мобильные ТелеСистемы" воздержалась от комментариев о возможном банкротстве узбекской "дочки".

"Банкротство должно происходить по законодательству Узбекистана, но логика, которую может использовать МТС, вполне понятна, - отметил в беседе с репортером ComNews партнер юридической фирмы Lex Borealis Алексей Пешков. – Как бы ни было построено местное законодательство о банкротстве, по прокредиторскому или по продолжниковскому типу (в котором одним из обязательных последствий процедуры банкротства является мораторий на погашение кредиторской задолженности), ограничение на реализацию требований кредиторов к должнику присутствует практически везде. В этом случае МТС добивается отсрочки выплаты, которая дает дополнительное время на переговоры".

Алексей Пешком также отметил, что прекращение деятельности компании и увольнения сотрудников обычно не связаны напрямую с процедурой банкротства. "Одной из составляющих банкротства часто является восстановление платежеспособности компании, а для этого она должна работать и приносить доход - следовательно, деятельность приостанавливать нельзя и ограничивать занятость тоже. Кроме того, выплаты кредиторам должны быть обеспечены, а приостановка деятельности компании и роспуск сотрудников могут привести к уменьшению стоимости конкурсной массы", - добавил эксперт.

Управляющий партнер адвокатского бюро "Вишневский и партнеры" Герман Вишневский отметил, что, как правило, если суд признает заявление кредитора о признании должника банкротом обоснованным, он вводит процедуру наблюдения. "С момента введения наблюдения руководитель компании и органы управления продолжают работать, но они осуществляют полномочия с рядом ограничений. Они вправе заключать сделки только с согласия временного управляющего, который назначается определением суда. Сотрудники компании продолжают работать и получать заработную плату. Расторжение трудового договора возможно только при ликвидации организации, - подчеркнул юрист. - При этом следует учитывать, что признание банкротом не означает ликвидацию организации, а влечет лишь начало процесса ликвидации, и, следовательно, расторжение трудовых договоров с работниками по этому основанию на момент признания организации банкротом является неправомерным".

В начале июля 2012 г. Генеральная прокуратура Узбекистана возбудила уголовное дело в отношении группы должностных лиц "Уздунробиты" по фактам уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в особо крупном размере, осуществления деятельностью без лицензии, легализации доходов, полученных от преступной деятельности. В рамках проведения следственных мероприятий были задержаны и.о. генерального директора "Уздунробиты" Радик Даутов и четверо других сотрудников узбекской "дочки" МТС (см. новость ComNews от 2 июля 2012 г.).

7 июля 2012 г. "Уздунробита" была вынуждена приостановить оказание услуг связи на 10 дней в соответствии с предписанием Узбекского агентства связи и информатизации (УзАСИ), в связи с "неоднократными и систематическими грубыми нарушениями и невыполнением предписаний контролирующего органа", в результате чего 9,5 млн абонентов остались без мобильной связи. 27 июля лицензия была приостановлена еще на три месяца.

Суд постановил обратить все имущество "Уздунробиты" в доход Узбекистана: само имущество компании стоимостью $535 млн, денежные средства на расчетных счетах узбекской "дочки" МТС в размере $182 млн и 256 базовых станций (см. новость ComNews от 18 сентября 2012 г.). В конце сентября 2012 г. следственные органы РФ возбудили дело в связи с вытеснением "Уздунробиты" с телекоммуникационного рынка Узбекистана.

8 ноября 2012 г. апелляционная коллегия Ташкентского городского суда по уголовным делам частично удовлетворила жалобу "Уздунробиты" и отменила решение суда низшей инстанции о передаче ее имущества в доход государства. Коллегия определила объем финансовых претензий к "Уздунробите" в $600 млн с возможностью выплаты этой суммы в рассрочку в течение восьми месяцев.

Общая сумма претензий, предъявленных к компании Генпрокуратурой, антимонопольными органами, Агентством связи и информатизации и налоговыми органами, превышает $1 млрд, что составляет сумму инвестиций МТС в развитие бизнеса в Узбекистане.

Конфликт МТС с узбекским регулятором привел к оттоку абонентов к другому оператору - Unitel (узбекская "дочка" российского "ВымпелКома"). За счет клиентов "Уздунробиты" абонентская база Unitel за III квартал 2012 г. увеличилась на 31%, а выручка по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – на 88%, до $137 млн.