29.01.2013

На встрече министра связи РФ Николая Никифорова и мэра Москвы Сергея Собянина с крупными IT-компаниями было предложено инвестировать в школы.

Наталья Касперская, владелец компании InfoWatch, будет инвестировать в московские школы деньги и "мозги" — об этом она сообщила "Известиям" после состоявшейся вчера встречи IT-компаний с первыми лицами Минкомсвязи и правительства Москвы.

В столичном центре технологий и технологического предпринимательства Digital October 28 января состоялась встреча, посвященная развитию информационных технологий в Москве. Присутствовавший на встрече Сергей Собянин предложил крупным IT-компаниям инвестировать в школы, способные подготовить профильных специалистов. Кроме того, мэр продемонстрировал готовность поддержать инвестиции такого рода.

— Вы вложите рубль, а мы добавим еще три, — предложил Собянин. — Единственное, вы [представители IT-компании] должны сами выбирать школы. Ведь критерии могут быть разными: отношения с руководством, удаленность от офиса и т.д. Мы, конечно, можем и сами предложить, но будет лучше, если вы выберите самостоятельно.

Предложение Собянина решила поддержать Наталья Касперская.

— Для меня предложение было неожиданным, я им готова воспользоваться. Осталось только выбрать школу, — сказала инвестор. — Сейчас, с ходу, такой школы назвать я не могу. Можно попробовать ближайшие к тем, где учится моя дочь. Или будем обсуждать с коллегами — может быть, они знают такие учебные заведения, которые необходимо проинвестировать.

По мнению Касперской, в Москве всего несколько школ, которые исторически готовили программистов. С советских времен численность населения Москвы увеличилась в три раза, а количество таких школ выросло незначительно. В результате из специализированных учебных учреждений ежегодно выходят порядка 600 выпускников, а городу необходимы несколько тысяч. Последствия сказываются на бизнес-сообществе, которое испытывает сильную нехватку кадров.

— В России снижается качество абитуриентов, и в результате вузы вынуждены снижать требования. Это недопустимо. Планка должна быть высокой, — уверена Касперская. — Выпускники тех вузов, которых мы берем к себе, должны быть высококачественными специалистами, чтобы на их адаптации в компании было затрачено несколько месяцев, но не лет. Сейчас мы получаем "сырого" человека, который не может мыслить алгоритмически, а ведь эти основы закладываются в школе.

Инвестор уверена, что нет смысла снабжать школы большим количеством компьютеров, — важно научить детей мыслить, алгоритмике, логическому мышлению, а для этого нужны лишь бумажка и ручка.

— Я бы запретила в школах компьютеры. Для усвоения алгоритмики не надо пялиться в экран, — рассуждает основатель InfoWatch. — Компьютер нужен, но лишь к классу пятому. Надо выращивать людей, которые умеют логически мыслить и выстраивать свое мышление алгоритмически.

Проблема с кадрами в России существует и по мнению представителя компании Mail.Ru Group.

— Мы сейчас испытываем недостаток кадров, — сетует руководитель "Технопарка" Mail.Ru Дмитрий Волошин. — Особенно остро это ощущается в сфере интернет-разработки, так как она наиболее динамична и подразумевает использование наиболее современных знаний в области IT. Для решения проблемы мы реализуем образовательные проекты, надеясь хотя бы частично сократить дефицит.

По мнению специалиста, самым важным является профориентация.

— Необходимо подробным образом информировать школьников о всех аспектах — и преимуществах, и сложностях — профессии, для того чтобы обеспечивать качественный поток абитуриентов в российские технические вузы, — говорит Волошин. — Этот тезис подкрепляется опытом Mail.Ru Group в реализации проекта "Технопарк" совместно с МГТУ им. Н.Э. Баумана. Например, при конкурсе восемь человек на место только половина студентов понимают требования бизнеса к веб-разработчику.

В компании "Яндекс" проблемы нехватки кадров также ощущают и пытаются решить.

— Мы стараемся решать проблему нехватки кадров и своими силами, и совместно с вузами. Мы поддерживаем и проводим для школьников олимпиады и летние школы по математике, информатике и лингвистике. Но при этом мы концентрируемся не на отдельных учебных заведениях, — ведь хороших школ в Москве много, — а на поддержке ярких, способных школьников, — говорит руководитель департамента оргразвития и управления персоналом "Яндекса" Елена Бунина.

Скептически такую идею оценивает генеральный директор li.ru Герман Клименко.

— Лучшие из лучших давно уехали. Худших из лучших захантили еще 10 лет назад, — считает Клименко. — Поиск кадров — это добыча золота. Грамм из тонны. Рассчитывать, что в школе удастся собрать и обучить целые классы, — наивно.