08.02.2013

В 2012 г. рынок вырос всего на 5%, а в 2013 г. может даже уменьшиться.

В 2012 г. в России было продано 40 млн мобильных телефонов — на 5% больше, чем в 2011 г. (38 млн), следует из отчета, представленного вчера розничной сетью "Связной". В денежном выражении объем рынка составил 195 млрд руб., на 18% превысив показатель предыдущего года. В самом "Связном" продажи в натуральном выражении росли медленнее рынка — они увеличились всего на 3%, зато доходы от продажи телефонов прибавили 27%. Для сравнения: в 2011 г. общерыночный рост продаж телефонов в штуках составил чуть менее 9%.

Этот год может стать переломным — продажи телефонов, возможно, окажутся ниже, чем в прошлом, не исключает гендиректор "Связного" Денис Людковский. Он объясняет это ростом спроса на смартфоны: если в 2011 г. на них приходилось 20% штучных продаж мобильных телефонов и 49% в деньгах, то в 2012 г. — 30 и 67% соответственно. По данным TelecomDaily, сейчас обычный сотовый телефон стоит в России 4200 руб., смартфон — 10500 руб. А более дорогие аппараты пользователи меняют реже, чем дешевые, этим и объясняется снижение темпов роста продаж в натуральном выражении, говорит Людковский.

В натуральном выражении темпы роста продаж телефонов ощутимо замедлились, согласны опрошенные "Ведомостями" участники рынка сотового ритейла. Им это стало очевидно в IV квартале 2012 г. По данным крупнейшего российского сотового ритейлера "Евросеть", в III квартале 2012 г. в России было продано 11,2 млн телефонов — всего на 4% больше, чем за аналогичный период 2011 г. Тогда как в III квартале 2011 г. рост продаж по сравнению с тем же кварталом предыдущего года составлял 16%.

По оценке розничной сети МТС, в денежном выражении рынок телефонов в России вырос в 2012 г. на 15-17% (в первую очередь — за счет продаж смартфонов), а в натуральном — на 5%. Особенно охотно посетители салонов покупали смартфоны дешевле 4999 руб. — на них пришлось более 40% всех продаж смартфонов, говорит представитель МТС Валерия Кузьменко. В 2013 г. МТС планирует полностью отказаться от брендированных телефонов и продавать только брендированные смартфоны, добавляет она.