Редколонка / апрель 2013
Рубрики: Оборудование
Виктор Приходько, генеральный директор ЗАО "Национальное РадиоТехническое Бюро" (НРТБ)

Виктор Приходько, генеральный директор ЗАО "НРТБ"
Виктор Приходько,
генеральный директор ЗАО "Национальное РадиоТехническое Бюро" (НРТБ)
29.04.2013

К концу 2013 г. ЗАО "Национальное РадиоТехническое Бюро" (НРТБ) завершит работы по исследованию электромагнитной обстановки для развертывания 600 базовых станций 3G "МегаФона" в диапазоне 900 МГЦ (UMTS-900) в Московском регионе. По результатам у оператора появится возможность заметно улучшить качество предоставляемых услуг.

Строительство сети UMTS-900 в Москве и Московской области длительное время сдерживалась вследствие сложной электромагнитной обстановки (ЭМО) в Московской зоне Единой системы организации воздушного движения и невозможностью обеспечения ее электромагнитной совместимости (ЭМС) с радиоэлектронными средствами (РЭС) воздушной радионавигации и посадки (РСБН/ПРМГ).

Специалисты ЗАО "НРТБ" провели большую исследовательскую работу по оценке ЭМО, разработке технологий, обеспечивающих высокую точность и достоверность измерений, а также технологических решений, применение которых в значительной мере улучшает условия совместной работы данных РЭС. Прежде всего, исследованы характеристики РЭС – рецепторов помех и созданы математические модели с программной реализацией воздействия непреднамеренных радиопомех на РЭС РСБН/ПРМГ.

Нами был задействован собственный беспилотный автоматизированный комплекс по оценке параметров ЭМО на высоте до 1000 метров. С его применением появилась возможность измерить парциальную мощность от каждого сектора каждой базовой станции (БС) в зоне действия систем инструментальной посадки самолетов. Таким образом выявлены БС, оказывающие наибольшее помеховое воздействие, а также определен перечень БС, которые не удовлетворяли условиям ЭМС по результатам теоретических расчетов. Экспериментальные измерения показали, что реальное воздействие БС в зоне посадки меньше расчетного, что обусловлено реальной застройкой, и они могут работать, не оказывая помех.

А для БС, степень воздействия радиопомех от которых превышала допустимый уровень, разработан ряд технических мер по его снижению.

Кроме того, экспериментально исследованы характеристики диаграмм направленности всех типов антенн, применяемых операторами сетей подвижной связи, разработаны рекомендации по установлению конкретных типов антенн для критических БС, оптимальных по условиям ЭМС. В ходе математического моделирования выявлен и оценен механизм воздействия непреднамеренных радиопомех по основному, боковым и задним лепесткам диаграммы направленности БС.

На основе полученных результатов разработаны технические решения, снижающие уровень боковых и задних лепестков диаграмм направленности антенн БС за счет применения радиопоглощающих материалов, использования дифракционных экранов и обеспечения специального распределения энергии в апертуре антенн. Однако, они не нашли широкого применения вследствие сложности реализации и высокой стоимости.

Наибольший эффект по снижению помехового воздействия был достигнут с применением разработанного нами устройства, обеспечивающего линейную вертикальную поляризацию излучаемого сигнала и наклонную ортогональную поляризацию принимаемого сигнала. Это позволило снизить воздействие радиопомех по главному лепестку диаграммы направленности на бортовые авиационные РЭС на 15-20 дБ.

Широкое применение данных устройств в значительной мере улучшило ЭМО в районах аэродромов. Выполнение условий ЭМС было проверено и подтверждено в ходе проведения летных экспериментальных исследований. Для этого выполнены десятки исследовательских полетов по каждому аэродрому Московской зоны.

Результатом работ стала возможность развертывания в Москве и Московской области в полосе E-GSM сетей стандарта GSM-900 и UMTS-900. В настоящее время в сети UMTS-900 столичного филиала ОАО "МегаФон" работает большое количество базовых станций.

В настоящее время проводится третий этап работ по Москве, который предусматривает проведение нового комплекса работ для обеспечения возможности расширения сети. Сегодня работы идут на этапе теоретических исследований и экспериментальных измерений с применением беспилотного комплекса. Завершение работ в соответствие с программой их проведения предполагается в IV квартале текущего года.