16.05.2013

"Почта России" обучит пенсионеров и сельских жителей пользоваться госуслугами в интернете.

В Ульяновской области стартовал эксперимент по "гаджетизации" сотрудников "Почты России". Несколько десятков почтальонов, развозящих пенсии и корреспонденцию в деревнях и небольших городах, получили iPad для консультаций и информационной помощи населению. Как пояснили во ФГУП "Почта России", этот опыт компания намерена распространить на другие регионы.

Задача почтальонов с планшетами — помочь жителям отдаленных уголков страны и пенсионерам использовать государственные интернет-ресурсы для своих нужд. Например, на портале Gosuslugi.ru оформлять загранпаспорта, получать информацию о налоговой задолженности, сдавать налоговую декларацию, записываться в электронную очередь к врачам. Почтальоны помогают завести электронный адрес тем, у кого его нет, и пройти регистрацию на портале госуслуг.

Как пояснили в пресс-службе ФГУП, инициатива принадлежит руководству Ульяновской области и "Почты России". Почтальоны обучались новому для себя функционалу с октября прошлого года. Для этой работы сотрудники проходили отбор — основным критерием были навыки работы с планшетами и интернетом. Все "мобильные почтальоны" проходили обучение на базе многофункционального центра госуслуг области, отметили в компании. За консультационные услуги сотрудникам доплачивают, но конкретные суммы в "Почте России" не уточнили.

— Широкополосным интернетом охвачено около 60% населения России. В лидерах, безусловно, мегаполисы, но наиболее высокие темпы роста демонстрируют небольшие региональные города. В отдаленных сельских регионах речь идет примерно о 15–30% населения. Инициатива "Почты России" выглядит, безусловно, интересной — с академической точки зрения. Нечто красивое и инновационное, чем никто никогда не воспользуется, — говорит гендиректор интернет-компании "Молоток.ру" Игорь Тарасенко. Он убежден, что жители небольших городов, даже обучившись электронным госуслугам, будут решать вопросы по-старинке, отстаивая очереди.

Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов считает инициативу небезопасной как для клиентов "Почты", так и для самих почтальонов. По его словам, одинаково вредно как допускать посторонних людей к персональным данным, так и выдавать почтальонам дорогостоящие планшеты, на которые могут покуситься грабители. Он отметил, что сотрудники почтовых служб других стран такими девайсами не пользуются. А курьеры сервисов доставки оснащены недорогими устройствами — с функцией навигации и информации о том, что товар доставлен.

По мнению координатора Национального узла интернет-безопасности в России Урвана Парфентьева, угрозы персональным данным пользователей нет, только если почтальоны обучают клиентов на демоверсиях сайтов. Однако в пресс-службе "Почты России" пояснили, что сотрудники пользуются не демонстрационной, а действующей версией госпорталов. Парфентьев убежден: хотя на Gosuslugi.ru трехступенчатая верификация личности пользователя, вход с чужого компьютера или планшета небезопасен.