23.05.2013

Интернет-провайдер и оператор платного телевидения группа "Акадо" проводит реорганизацию. Уже объединены ее "дочки" в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Это позволило "Акадо" увеличить рентабельность бизнеса до 38%, тогда как в среднем по рынку этот показатель составляет 30%.

О реорганизации рассказал президент "Акадо" Виктор Кореш в интервью "Ъ". Из пяти юрлиц группы, которые работали в Москве, осталось три: "Акадо-Столица", к которому было присоединено "Акадо-Сервис", "Комкор" (к нему присоединили "Комкор-регионы") и управляющая компания ЗАО "Акадо". В Санкт-Петербурге компании Р2, "Сертолово ТВ" и "Всеволжск-телеком" были объединены на базе "ТКС-Нева". Екатеринбургские "Ортикор" и "Олимпус НСП" присоединили к "Акадо-Екатеринбург". Управляющая компания ЗАО "Акадо" продолжает существовать, но ее функции фактически перешли к "Комкору", рассказал господин Кореш. При этом "Акадо-Столица", "Комкор" и "Акадо" управляются одной и той командой менеджеров. "ЗАО "Акадо" осуществляло функции отвлеченного холдингового управления. Это приводило к ненужным операционным затратам и создавало достаточно долгий процесс принятия решений и их реализации",— отметил Виктор Кореш. На следующем этапе планируется присоединение региональных компаний.

Оптимизация структуры позволила повысить эффективность бизнеса, утверждают в компании. По итогам 2012 года EBITDA "Акадо" выросла на 25%, до 4,256 млрд руб., а рентабельность по этому показателю выросла с 33% до 38%. Основной эффект был в сегменте b2c, поскольку именно в нем работали объединенные компании. За счет реструктуризации OPEX в этом секторе сократился на 20%, до 3,3 млрд руб. Выручка "Акадо" в 2012 году выросла на 9%, до 11,227 млрд руб., а соотношение долг/EBITDA снизилось с 3,79 до 2,79, рассказали в компании.

По итогам 2012 года "Акадо" обслуживала 0,84 млн абонентов ШПД, 1,24 млн абонентов кабельного ТВ и 0,656 млн — цифрового ТВ. По данным iKS-Consulting, "Акадо" занимала 3% рынка ШПД (ее опережали "Ростелеком", МТС, "Вымпелком", "ЭР-Телеком" и "Транстелеком" (ТТК)) и 4% рынка платного ТВ (впереди были "Ростелеком", МТС, "ЭР-Телеком" и Национальная спутниковая компания (НСК)).

Сравнить показатель EBITDA и маржу "Акадо" с другими игроками рынка нельзя. МТС, "Вымпелком" и "Ростелеком" не раскрывают его для сегментов ШПД и платного ТВ за 2012 год, а ТТК и НСК еще не обнародовали результаты. У "ЭР-Телекома" EBITDA составляла 956 млн руб. вместо отрицательного показателя в 2011 году, маржа EBITDA равнялась 7%. В "ЭР-Телекоме" объясняли низкие показатели активным строительством сетей в регионах. В то же время выручка "ЭР-Телекома" в 2012 году выросла на 43%, до 18,9 млрд руб. У "Ростелекома" выручка в сегменте ШПД выросла на 7%, до 49,8 млрд руб., а в сегменте платного ТВ — на 36%, до 9,15 млрд руб. Выручка МТС от фиксированного бизнеса выросла на 6%, до 61,8 млрд руб., а у "Вымпелкома" — на 5%, до 12 млрд руб.

Аналитик "Открытие Капитал" Александр Венгранович отмечает, что 38-процентная маржа EBITDA — довольно высокий уровень, а средний показатель для фиксированного рынка — 30%. "Возможно, это связано с тем, что для компании основной рынок — московский. Столичный рынок уже достаточно стабилен, нет больших конкурентных изменений и ценовой борьбы",— отмечает господин Венгранович. В то же время работа на зрелых рынках в Москве и Санкт-Петербурге привела к тому, что абонентская база "Акадо" практически не росла, говорит аналитик iKS-Consulting Елена Крылова.