Новости / июнь 2013
Пассажиров метро отследят по телефонам

06.06.2013

Московские власти запустят систему мониторинга перемещений абонентов для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации.

В столичной подземке появится система мониторинга треков (перемещений) мобильных телефонов, рассказал "Известиям" заместитель руководителя Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы Дмитрий Калужский. "Обезличенные" данные о местоположении абонентов будут передаваться через сотовых операторов в ситуационный центр метро. Власти рассчитывают на то, что это поможет экстренным службам быстро реагировать на чрезвычайные ситуации, а также позволит производить целевую рассылку пассажирам SMS и веб-сообщений о ЧП.

Как пояснил Калужский, трек отображает движение владельца сотового телефона между базовыми станциями, которые обеспечивают доступность сети в метро. Поскольку операторы не имеют права разглашать информацию об абонентах, каждый трек зашифровывается и передается уже в виде координатного номера. Пока что технические возможности операторов позволяют передавать только пакеты данных за определенный промежуток времени, но в дальнейшем планируется добиться непрерывной подачи информации.

— Таким образом, оператор увидит, если на станции или в тоннеле долгое время находится необычно много людей, которые никуда не едут. С помощью этих данных специалисты могут быстро и грамотно реагировать на ситуацию: отправить к месту происшествия экстренные службы, быстро организовать альтернативные способы передвижения, а также организовать рассылку SMS или веб-сообщений на телефоны, находящиеся в зоне риска, — сообщил он.

Калужский добавил, что уже к концу лета планируется запустить проект по онлайн-мониторингу местоположения абонентов с одним из операторов. Пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Юлия Дорохина подтвердила, что компания ведет соответствующие переговоры с мэрией. Полностью система, как предполагается, заработает через два года.

По словам Дорохиной, система может работать всюду, где "ловит" сеть.

— Система анализирует активности абонентов со всех базовых станций, причем активностями являются не только звонки и SMS, но и изменение местоположения. Динамика загруженности базовых станций и общая карта покрытия анализируются, после чего система соотносит эту информацию с моделью метро и оценивает ее загруженность. Необходимо подчеркнуть, что данные не персональные и не привязаны к передвижению конкретного абонента. Установка дополнительного оборудования не требуется, — заявила пресс-секретарь ОАО "МегаФон".

Пресс-секретарь компании "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн") Анна Айбашева также подтвердила информацию ЦОДДа.

— Мы действительно обсуждаем данный проект в рамках нашего сотрудничества с департаментом транспорта, — пояснила она. — Проект достаточно непростой, сейчас мы на стадии определения возможных технических решений для его реализации.

Дмитрий Калужский подчеркнул, что в данный момент и операторы, и метро еще не обладают нужными техническими возможностями.

— Требуется обработать огромный массив данных, ведь метро ежедневно пользуются очень много пассажиров, и у многих из них по два, а то и по три мобильных телефона, — пояснил он.

Однако, по словам аналитика Rye, Man & Gor Securities Ксении Арутюновой, проект не потребует существенного вложения средств.

— Операторы сейчас активно обновляют базовые станции, чтобы они могли поддерживать 4G. По сравнению с этими тратами — от $2 тыс. за новое программное обеспечение до $20 тыс. за установку нового оборудования — стоимость сбора и хранения данных будет не очень большой, — заметила эксперт.

По мнению исполнительного директора Ассоциации индустрии безопасности Александра Иванченко, система оповещения московскому метро необходима.

— Большинство людей при ЧС гибнет не от поражающих факторов, а от паники, — пояснил он. — Соответственно, массовое предупреждение абонентов, находящихся в зоне опасности, может уменьшить этот фактор. Например, если поезд остановился в тоннеле, состав обесточили и связь "пассажир-машинист" по каким-то причинам не работает.

Иванченко также добавил, что похожие системы работают в крупнейших городах Франции и США. Однако система должна учитывать постоянно растущие нагрузки на метро, резюмировал эксперт.

Отметим, что утром в среду, 5 июня, на Сокольнической линии между станциями "Охотный Ряд" и "Библиотека имени Ленина" загорелся силовой кабель. Движение поездов от станции "Комсомольская" до "Парка культуры" Сокольнической линии было приостановлено. В результате задымления пострадали 55 человек, из них 11 были госпитализированы. Эвакуировали около 5 тыс. пассажиров. Большинство пользователей подземки оказались не предупреждены о ЧП.