Новости / июль 2013
SMS-мошенникам перекроют счета

© ComNews
08.07.2013

Госдума РФ приняла закон о борьбе с мобильным мошенничеством, который изменит условия предоставления операторами контентных услуг. Однако закон сохраняет многие инициативы, против которых ранее выступали сами операторы.

О принятии закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" в пятницу сообщила пресс-служба Министерства связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи). Закон вступит в силу 1 мая 2014 г.

Как сообщила пресс-служба Минкомсвязи,  депутаты Госдумы учли предложение министерства заводить отдельный лицевой счет для оплаты контентных услуг не в обязательном порядке, как предполагалось изначально, а по просьбе пользователя услуг, посчитавшего его наличие удобным и выгодным. При этом, согласно законодательству, для оплаты государственных услуг абонент сможет пользоваться любым из двух счетов.

Закон также предполагает, что операторы должны предоставлять контентные услуги только с согласия абонента, которое выражается "посредством совершения действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг".

Кроме того, закон предусматривает информирование пользователя о стоимости контентной услуги и запрос его согласия перед списанием средств.

"Нововведение позволит значительно снизить объемы мобильного мошенничества и вместе с тем не повредит контент-провайдерам, ведущим свой бизнес законно", - отметила пресс-служба Минкомсвязи.

Ранее заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) Олег Иванов отмечал, что, по данным экспертов, каждый год при помощи различных уловок со счетов абонентов списывается более 10 млрд руб. Тем не менее в ходе весеннего обсуждения поправок с Роскомнадзором операторы предоставляли доводы против введения второго лицевого счета и идей с письменным волеизъявлением абонента (см. новость ComNews от 18 февраля 2013 г.).

Технический директор ОАО "МТС" Андрей Ушацкий во время таких обсуждений подчеркивал, что создание для абонентов дополнительных лицевых счетов сопряжено с серьезными расходами на модернизацию биллинга и ИТ-платформы и что предлагавшиеся тогда меры ложатся грузом  исключительно на операторов. Вместо второго лицевого счета операторы связи предлагали ввести для пользователя лимит расхода денежных средств на счете.

Однако на финальную версию закона операторы отзываются довольно положительно.

"Введение второго лицевого счета - это создание еще одной биллинговой системы, поэтому правильно, что такой счет будет заводиться не для всех абонентов, а только для тех, кто заявит об этом самостоятельно", - рассуждает пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Юлия Дорохина.

Тем не менее, хотя технически "МегаФон" готов к реализации закона, срок 1 мая 2014 г. оператор считает очень ранним.

"ВымпелКом" поддерживает принцип, прописанный в законопроекте - об открытии по обращению абонента второго лицевого счета, - поскольку это не повредит развитию контентного бизнеса, оказываемого правомерным путем, исключив негативное влияние на добросовестно предоставляемые услуги и барьеры  для их использования населением", - пояснила пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Анна Айбашева.

По ее словам,  "ВымпелКом", безусловно, будет выполнять требования законодательства в предписанные сроки.

"Со своей стороны, мы  усовершенствовали правила подключения подписок на услуги, предоставляемые с участием контент-провайдеров, которые составляют около 80% услуг на коротких номерах, - отметила представитель "ВымпелКома". - Для повышения прозрачности веб-подписки "ВымпелКом" уже ввел систему обязательного двойного SMS-информирования абонента (до и после активации подписки) о стоимости услуги, возможности ее отключения и контактах провайдера. Также был запущен процесс потранзакционной сверки абонентских операций на коротких номерах".

В МТС также  уже готовы реализовать для абонентов возможность подключения второго счета для контент-услуг.

"При этом добровольный формат подключения второго счета позволит не ограничивать клиентов в использовании контент-сервисов спонтанно, по мере необходимости - например, при желании оплатить парковку или сделать благотворительный взнос", - подчеркнула пресс-секретарь МТС Ирина Агаркова. Она добавила, что МТС фактически уже обеспечивает требования закона в части информирования абонентов о стоимости услуг, их содержании и смысле.

"Так, в 2012 г. МТС внедрила систему обязательного информирования абонентов о стоимости контент-подписок в момент заказа услуги, а также перевела все транзакции по оформлению таких подписок на свой сайт", - пояснила Ирина Агаркова.